Альмира Бабушкина: учитель должен учиться 10:35 20.05.2010 59 0

И это должна быть внутренняя потребность. Интервью победителя Всероссийского проекта «Золотая тысяча».

Коллеги называют ее воином — тем, кто всегда защитит, протянет руку помощи и никогда не пройдет мимо ребенка, у которого просто грустные глаза. Альмира Бабушкина — поистине уникальный человек. В Год учителя преподаватель биологии череповецкой школы № 10 стала «двойным» победителем: выиграла и региональный конкурс, и вошла в число лучших педагогов страны — 13 мая были обнародованы итоги Всероссийского конкурса «Золотая тысяча», объявленного Президентом России.
  • Альмира Степановна, Вы — уникальный победитель. Сразу две покоренные конкурсные вершины — и областного конкурса, и всероссийского. Что Вас побудило к участию в этих проектах?

  • Я всегда участвую во всем, что предлагает мне жизнь. Это мое кредо, потому что мы жизнь свою делаем сами: раз есть конкурс, надо в нем участвовать. А во-вторых, я считаю, что учитель должен не только уметь детей учить, он должен уметь о себе сказать.

  • Победа — это слово сопровождает Вашу профессиональную жизнь уже не первый год: ваши ученики — победители олимпиад — гордость и города, и области. Ваши коллеги говорят, что Вы заменили собой целый университет. Вы ведете специализированную подготовку?

  • Просто работать в школе для меня было бы неинтересно. Это во многом однообразная и монотонная работа. Но как только у меня появилось свободное время, я решила заниматься с детьми — целенаправленно и постоянно. А для себя определила такое педагогическое хобби: учить детей, которым интересен мой предмет — биология, которые горят желанием и что немаловажно, трудолюбивы. Это и меня вынуждает постоянно читать, развиваться, ну а видеть успех своих ребят — это моральное вознаграждение.

  • Вы упомянули слово «хобби». Вы считаете, педагог — профессия для креативных людей?

  • Да, учительская работа — очень творческая. Я не понимаю, почему сейчас она считается чуть ли работой для неудачников. Это самое интересное дело! Я каждый урок могу провести в 33 вариантах, я могу судьбу ребенка повести по-разному. Конечно же, это тяжелый труд: педагоги не работают на ставку, они берут больше часов, чтобы, соответственно, больше заработать.

  • Получается, на личности учителя слишком много держится — и оценки, и судьба детей?

  • Я обожала физику, когда в школу пришла интересная учительница физики. Мне было интересно с ней учиться, и я полюбила ее предмет, стала даже побеждать на олимпиадах, и только благодаря педагогу. И в то же время мне не нравилась учительница географии, я с ней постоянно конфликтовала и поэтому сдавала предмет экстерном. А потом пришел другой педагог, и все изменилось! И я даже закончила естественно-географический факультет. Здесь нужно понимать, что ребенок воспринимает мир через взрослых людей, через то, как мы его преподносим. Однозначно, от учителя в школе зависит все.

  • А от родителей?

  • Разумеется, и от родителей. Но только в том случае, если они занимаются воспитанием. Но даже если мамы и папы видят наклонности своего ребенка, они не могут заниматься с ним так профессионально, как учитель. Родители ведь другим делом заняты: зарабатыванием денег, решением своих проблем. Очень многим детям очень плохо в своих семьях. Ненормативная лексика или желание заработать любым способом — это норма для многих детей, приходящих ко мне. Перевоспитать трудно, можно только воспитать.

  • А все же удается перевоспитывать?

  • Удается. Если не боишься, что на тебя родители подадут в суд или предъявят к тебе претензии. А, знаете, иногда все гораздо проще: ребенок видит, что ты с ним искренен, что твои поступки — от души, и тогда он начинает тебя понимать, тогда и придумывать нечего. Почему ребенок не учится? Да ему неинтересно. У него мозг отключен, он не слышит, не понимает.

  • Вы сказали, родители не могут сами развить способности своего ребенка — это может сделать только мастер. Насколько это важно с Вашей точки зрения?

  • Важно, чтобы рядом с детьми был профессионал — тот, который не просто предмет свой сделает интересным, а тот, кто понимает, что ему доверена детская жизнь, его душа, его будущее, если хотите. Но, к сожалению, профессионалы уходят из школы. А неспециалист не может делать эту работу, поверьте мне. Почему детям нравится мой предмет? Я могу сложное сделать простым, объяснить так, что ребенок поймет детали даже самой трудной темы. Именно поймет, а не зазубрит.

  • Но высококлассными специалистами становятся далеко не все. Какие свойства характера или особые способности нужны, чтобы стать мастером?

  • Как и в любой профессии, надо знать свое дело, любить его. И не останавливаться. Я 26 лет назад закончила институт. Структуру гена тогда еще не открыли, и разговоров об этом даже не велось. Я сейчас старшеклассникам об этом рассказываю, но откуда я могла об этом узнать? Однозначно, не в институте. Значит, нужно заниматься самообразованием, а это уже — время, желание и возможности. Последнее мое приобретение — двухтомник по микробиологии. Но более того, меня сами дети стимулируют: задают вопросы, ответы на которые я не знаю. И я читаю, узнаю новое, и самой становится интересно — получается, мы вместе учимся. Педагог должен учиться. И это должна быть внутренняя потребность.

  • Каково Ваше профессиональное кредо?

  • Как в медицине: не навреди.

  • Как и все педагоги, Вы много работаете. Уроки, подготовка к ним, плюс ко всему — отчеты, беседы с родителями и учениками. Что держит в профессии и помогает идти дальше?

  • Все начинается с учителя. И это не просто обычная фраза. Мы будущее страны растим. Я отношусь к этому так. Какими я их воспитаю, насколько меня хватит души, чтобы в них вложить, такими они и станут. Я даже говорю детям: вы меня на пенсии кормить будете. А я хочу жить на пенсии хорошо (улыбается).

  • В этом году у педагогов есть уникальная возможность — принять участие сразу в нескольких конкурсах. И не только получить признание коллег и общества в целом, но и материальное вознаграждение. Вы уже знаете, как распорядитесь своим денежным поощрением?

  • Отлично, что у педагогов появилась такая возможность — показать себя, свою работу. Честно признаюсь: мне очень нужна в этом году материальная поддержка — дочка заканчивает вуз в Санкт-Петербурге и хочет там остаться, и только благодаря конкурсам мы можем каким-то образом решить квартирный вопрос. Хорошо, что у учителей появился такой шанс — и на уровне области, и на уровне России. Пусть год учителя продолжается в ближайшие 20 лет.

Беседовала Важинская Ольга