Новые «МАЗы» сегодня выставили на всеобщее обозрение около СКЗ «Алмаз». На всех автобусах уже установлены маршрутные таблички — машины будут работать на седьмом маршруте.

По словам директора муниципальной автоколонны № 1456 Виктора Смирнова, именно на этот маршрут, проходящий через все части города, возлагаются большие надежды.

Один из опытнейших водителей Алексей Цветков ответил на вопросы мэра города Юрия Кузина о комфортабельности «МАЗов». Показал откидной пандус для инвалидов, который водитель может выйти и разложить, увидев сигнал, идущий со специальной кнопки рядом с дверью. Продемонстрировал возможности подвески, приопустив автобус для удобства посадки. Включил вентиляторы, призванные избавить пассажиров от духоты летом. Похвастался антивандальным покрытием сидений.

«С точки зрения водителя, это тоже вполне хорошая машина, эксплуатационная, удобная. Ну, для меня здесь уже все понятно. Вполне!» — завершил небольшую экскурсию водитель Цветков.

Юрий Кузин отметил, что труд водителей некоторые пассажиры недооценивают, а по отдельным нарушителям еще и делают выводы обо всех работниках транспорта. Глава города призвал держать марку не только в смысле технической оснащенности, но и в плане качества обслуживания, безопасности перевозок и вежливости.

«Мы рассматривали четыре варианта автобусов для закупки, — рассказывает директор автоколонны Виктор Смирнов. — Это «МАЗ», «ЛиАЗ», «Нефаз» и любой иностранный автобус. По соотношению цены и качества «МАЗ» оказался лучшим вариантом. В той же комплектации автобус «ЛиАЗ» дороже на 1, 2—1, 3 миллиона рублей».

Один белорусский «МАЗ» обошелся в 4, 7 миллиона рублей — из городского бюджета. В ходе торгов общая цена на десять автобусов снизилась на восемь миллионов. По подсчетам экономистов предприятия, после покупки автоколонна за год сэкономит 6, 6 миллиона рублей за счет снижения эксплуатационных издержек.

Новые машины войдут в строй, в том числе для замены «Мерседесов», купленных еще в 90-е годы на кредит Мирового банка реконструкции и развития. Все эти автобусы уже отходили более миллиона километров, полностью выработав свой ресурс. На купленных «МАЗах» стоят такие же немецкие двигатели и коробки передач. Фактически в Минске осуществлена только заводская сборка узлов и агрегатов.

Кроме того, из эксплуатации постепенно будут выводиться старые «пазики» и некоторые из «ЛиАЗов».

«Я был свидетелем дискуссии в 1996-м году о необходимости приобретения «Мерседесов», — вспоминает Юрий Кузин. — Некие светлые головы говорили, что оранжевые счастливые «Икарусы» могут проходить еще пять-десять-пятнадцать лет, нужно просто оптимизировать сеть маршрутов. Некая математическая модель позволит все оптимизировать. Некие светлые головы и сейчас предлагают схемы оптимизации. Но мы знаем, что автоколонна № 1456 сейчас обслуживает все убыточные маршруты. Перевозки внутри города организованы таким образом, что мы даем возможность частникам зарабатывать и выполняем важнейшую социальную функцию. Привлекательность автобусных перевозок может быть обеспечена только качеством и стоимостью. Здесь необходимо выдерживать баланс. Конечно, можно дожидаться, пока автобусы встанут, проводить какие-то эксперименты, но мы не имеем права рисковать и должны понимать, что такие эксперименты — это социальные эксперименты».

В общей сложности в течение пяти лет муниципалитет намерен закупить 61 автобус для автоколонны. Также обсуждается вопрос о покупке одного-двух трамваев ежегодно.


Андрей Ненастьев