На этой неделе в Череповце побывал известный в России автостопщик Михаил Феклисов. Именно автостопом Михаил путешествует уже тринадцать лет, в год он совершает одну-две поездки продолжительностью от недели до месяца. В 2005 году он впервые пересек Северный полярный круг, бывал за границей. В нынешнюю поездку Михаил отправился в компании Елены Кочеваткиной из Иркутска. Обо всех тонкостях поездок автостопом путешественники во время своего пребывания в Череповце рассказали корреспонденту cherinfo.ru.

— Михаил, расскажите, пожалуйста, немного о себе.

— Я родился в Крыму, до поступления в университет жил в военном городке в Московской области. Потом было Фрязино, снова Москва. Три года назад уезжал в Сызрань поднимать местное телевидение. Месяц как вернулся, но на работу пока не хочу устраиваться. Думаю до марта попутешествовать, поездки спланировал. Так что трудно сказать, откуда я. Житель России.

— Как появилась страсть к путешествиям?

— Еще в школе. С родителями к бабушке в Крым часто ездили на поездах. И у меня появилась такая мысль: зачем мы сразу едем в Феодосию, когда можно сесть на электричку из Москвы и доехать до Тулы, может, там есть что интересное. Потом сесть на следующую электричку до Орла, потом до Курска и так далее. Но родители сразу сказали, что это бред, что так никто не ездит. На какое-то время у меня эта мысль исчезла. Потом на у меня появился Интернет, это был 2000 год. Я вычитал, как народ путешествует. Это называется «езда на собаках». Как только я стал независимым от родителей, сразу осуществил свою мечту. Это было на третьем курсе. Вначале это были поездки с другом на электричках Москва — Александров — Ярославль — Рыбинск. Потом в Питер — классическая дорога. И понеслось: вышел на дорогу, стал ездить автостопом. Это стало любимым увлечением.

— Где уже успевали побывать?

— Со временем поездки стали усложняться. Пошли зимники, Заполярье, Эвенкия, Камчатка, Корякия. Два года назад ездили в Эвенкию — это более 2000 километров от Красноярска, поселок Тура, где находится географический центр России. В 2008 году была жесткая семинедельная поездка в Ненецкий автономный округ. Сейчас у нас менее сложная поездка, будем изучать зимники Кольского полуострова, может быть, какие-то труднодоступные места удастся увидеть. Маршрут разработан хороший, сейчас только четвертый день пути, можно сказать, разминка, привыкание к рюкзакам. Но даже за эти три дня уже столько интересного увидели.

— А Ваша профессия как-то перекликается с поездками?

— По университетской специальности я физик. Но в 2005 году меня не устроила зарплата младшего научного сотрудника с повышенной стипендией в размере трех тысяч рублей. Я ушел на телевидение. Работал монтажером, потом режиссером монтажа. В 2008 году у меня появилась своя программа на телеканале О2ТВ «Спутник самостоятельных путешествий», полчаса в неделю. Во время кризиса все это благополучно развалилось, и я еще остался в должниках. Потом год проработал в «оборонке», пока не пригласили в Сызрань режиссером канала, новую программу разрабатывать. Чем буду заниматься после возвращения из этой поездки, еще не знаю. Может быть, если кого-то заинтересуют те съемки, которые мы сейчас делаем, а они достаточно профессиональные, то буду заниматься любимым делом. А нет — так придется искать любую работу, чтобы решить финансовые проблемы. А потом опять займусь путешествиями, потому что это очень интересно.

— Путешествия — удовольствие не из дешевых. Автостоп слишком затратен?

— Да, такие поездки требуют достаточно больших вложений, прежде всего, в снаряжение. Спальники, рюкзаки — все это достаточно дорого. На эти деньги можно было спокойно пожить на курортах в Египте недельки полторы-две. Но сами поездки менее затратны, потому что тратим деньги только на еду. Мы сами не готовим, питаемся в недорогих кафе. Это основная статья расходов.

— Как с ночлегом?

— Крайне редко ночуем в гостиницах. В основном у знакомых, часто списываемся по Интернету, останавливаемся у таких же путешественников. Бывает, знакомимся с людьми в дороге, охотно пускают на ночлег. На самом деле, чем севернее, тем с этим проще. Например, какая-нибудь старушка пустит переночевать. Сейчас в Кашино ночевали на вокзале. Надо отметить, что там очень вежливые и доброжелательные сотрудники вокзала и полиции: они так прониклись нашей поездкой, что даже потом переживали: на вокзале прохладно, и мы можем замерзнуть. У нас негласный лимит — одна ночевка в гостинице за поездку. Мы его уже исчерпали в Весьегонске. Потому что там близко от Москвы, сложно найти ночлег, и знакомых не оказалось. А в Череповце уже у знакомых останавливались. В Петрозаводске тоже знакомые есть. В Кандалакше списались через Интернет на форуме путешественников, нас уже ждут. Думаю, что будет где ночевать и в Полярных Зорях и в Мурманске.

— Предварительно прорабатываете маршрут к поездкам?

— Есть традиционные маршруты, там уже все ясно более-менее. А на тяжелых участках, где таких, как мы, мало, то иногда даже связываемся с администрацией, чтобы выяснить, как ходит транспорт, есть ли зимники, где можно остановиться. Иногда приходится запрашивать пропуска, если необходимо посетить какие-то режимные объекты. Но, в принципе, мы сами по себе: если по дороге узнаем что-то интересное, то можем поменять маршрут, потому что мы ни перед кем не отчитываемся. Есть, конечно, несколько привязок по времени, чтобы вписаться в график, их стараемся придерживаться. В остальном — импровизация.

— Вы путешествуете исключительно автостопом?

— Мы путешествуем любым попутным транспортом. Это не обязательно автостоп. У меня в жизни был попутный вертолет, один раз попутный «кукурузник», оленья упряжка, речной сухогруз, моторные лодки, иногда берут машинисты поездов. То есть это может быть все, что угодно. Опять же, если нам нужно по маршруту проехать тысячу километров, а начальная точка в Красноярске, я лучше не буду тратить время и куплю билет на самолет, долечу до места и там стартую. Есть, конечно, люди, которые расценивают автостоп с точки зрения «на халяву» доехать от точки «А» до точки «Б». Лично мне интересно ездить попутным транспортом по местам, которые я собираюсь посмотреть. Для меня это способ познания мира, познания окружающей обстановки.

— Путешествуете всегда в компании и только по России?

— В эту поездку собирались вчетвером, но в последний момент у двоих «не срослось», так что поехали вдвоем с Леной. А так, вдвоем уже хорошо. Тем более, если едем большей компанией, то в автостопе все равно делимся на двойки, иногда можем наперегонки устроить соревнования. Встречаемся в городах, там гуляем, общаемся. В этой поездке планируем провести последние недели за границей: Финляндия и Норвегия. Надеюсь, что это получится. Я за границей автостопом был только один раз в Турции. Ничего — интересно, своеобразно. Лена больше путешествует за рубежом.

— Что собираетесь посмотреть в Череповце?

— Времени у нас совсем мало, так что сейчас просто погуляем по городу, обязательно заглянем в Усадьбу Гальских. Нам уже рассказали про «глобус Череповца», про памятник мальчику-сталевару, а еще по дороге к вам мы подметили здание с интересным названием «Бизнес-инкубатор». Посмотрим, что там находится.


Светлана Долгова