Ныне доктор политических наук, профессор кафедры истории и философии Череповецкого государственного университета, а ранее известный журналист, в 1998 году Евгений Марков был избран депутатом Законодательного Собрания области второго созыва. К 20-летию ЗСО — интервью cherinfo.ru с народным избранником тех лет.

— Евгений Алфеевич, вы стали депутатом ЗСО в 1998 году. Это для вас был первый опыт. С какими трудностями пришлось столкнуться на заре депутатской карьеры?

— До этого у меня уже был некоторый опыт такого рода. С 1990-го по 1993-й годы я был депутатом Череповецкого городского Совета народных депутатов. Это было время больших перемен в государственном устройстве, в политике, в экономике. На мой взгляд, это было трудное, но интересное время. В зале, где проходили сессии, сталкивались различные позиции, точки зрения. Мало кто сегодня, к примеру, помнит, что в Законодательном Собрании всерьез рассматривалась идея о самостоятельной Вологодской республике. Трудно представить, что в то время не было взаимопонимания между исполнительной и законодательной ветвями власти… Ну, а в 1998 году все стало уже более-менее отлажено. Среди депутатов было очень много интересных людей, мы горячо спорили во время сессий. Но всеми нами двигало стремление принять законы, в которых было бы как можно меньше недостатков.

— Что вас мотивировало баллотироваться в депутаты ЗСО, и как изменилось ваша жизнь после избрания?

— Когда я шел на выборы, то обещал череповчанам быть представителем и защитником их интересов и, главное, говорить правду. Свое обещание я и старался выполнять, хотя это было очень непросто в смысле нервных затрат. Депутаты, которые говорят то, что думают, очень неудобны для действующей власти, хотя на самом деле они выполняют очень важную функцию — указывают на недостатки и предлагают иные способы решения проблем.

— 1998 год — дефолт в России. Каково было состояние Вологодской области тогда, какие первоочередные задачи приходилось решать, какие законы принимать?

— Мы боялись тогда, что страна скатится в тяжелейшее экономическое состояние. Но, как говорится, нет худа без добра. Дефолт, вызвавший подорожание валюты, а, значит, и сокращение импорта, позволил отечественным предприятиям увеличить спрос на свою продукцию. Наша экономика начала оживать, что способствовало постепенному улучшению ситуации в экономической сфере и повышению доходов населения. Задача депутатов в то время — принимать такие законы, которые бы улучшали положение предприятий. Это можно было сделать за счет предоставления налоговых и других льгот, выплат дотаций, предоставления кредитов. Область тогда имела больше самостоятельности по формированию своего бюджета и решения иных проблем.

— Какой закон вам запомнился? По сложности или уникальности.

— На каждой сессии в повестке дня было по 40—50 вопросов. Все их надо было досконально изучить, чтобы принять взвешенное решение. Часть проектов разрабатывалась в Законодательном Собрании, часть — инициировалась администрацией области. Федеральные законы также проходили через обсуждение в региональных представительных органах. Работы хватало… Прибавьте сюда встречи с избирателями, поездки по районам, участие в общественных мероприятиях — депутатский день не нормирован. Кроме проектов, подготовленных комитетом по вопросам местного самоуправления, в котором работал, я вносил на рассмотрение коллег законопроекты «О праве граждан на информацию» и «О деятельности средств массовой информации». К сожалению, эти проекты не нашли поддержки у коллег-депутатов. Хотя если бы это получилось, то наши СМИ были бы более самостоятельными. Правда, кое-что мне удалось. После моей критики информационной политики администрации области в одном из центральных изданий, поддержка из областного бюджета стала оказываться не только государственным и муниципальным СМИ, но и частным масс-медиа.

— Насколько, на ваш взгляд, изменились политические приоритеты в области с течением времени?

— На нашей области отражаются те процессы, что идут в стране. Я уже отмечал, что в деятельности регионов стало меньше самостоятельности. Сегодня очень многое завязано на федеральной власти. И получается, что у регионов и их руководителей нет стимулов для обеспечения социально-экономического развития. У руководства — связаны руки, скована инициатива, потому что нет тех бюджетных возможностей, которые бы позволяли реализовать какие-то прорывные идеи, способствующие социально-экономическому развитию и, соответственно, повышению жизненного уровня населения. Даже наша область давно уже является дотационным регионом, что обидно и стыдно при такой развитой промышленности. В описываемые мною годы мы были регионом-донором. У органов местного самоуправления сегодня вообще нет источников доходов, позволяющих развивать инфраструктуру и улучшать условия жизни людей. Разговоры об ином перераспределении доходов между центром и регионами ведутся уже давно и на самом высоком уровне, но пока нет конкретных решений. Власть не должна забывать, что свои полномочия она получила от народа. На мой взгляд, надо изменить выборное законодательство и выбирать депутатов в одномандатных округах, тогда народные избранники будут чувствовать ответственность перед своими избирателями, а также проявлять больше самостоятельности, ведь за ними — народ!

 

Евгений Марков родился 18 августа 1954 года в деревне Куркинская Усть-Кубинского района Вологодской области.

  • Трудовую деятельность начал в 1973 году учителем музыки Байдаровской средней школы Никольского района после окончания Вологодского музыкально-педагогического училища № 2.
  • В 1974—1976 годах служил в Советской Армии.
  • В 1976—1980 годах — студент Вологодского государственного педагогического института, после окончания которого в течение года работал директором студенческого клуба института, затем экономистом Вологодского филиала центра НОТ и управления производством Госкомсельхозтехники РСФСР.
  • В 1983—1991 годах — редактор, затем старший редактор областной студии телевидения в Череповце.
  • В 1988 году окончил специальное отделение факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова.
  • В 1992—1996 годах — художественный руководитель, главный редактор телестанции «Канал-12».
  • С января 1998 года — специальный корреспондент областной газеты «Русский Север» по Череповцу.
  • В 1998 году был избран депутатом Законодательного Собрания области по Северному избирательному округу Череповца, член мандатной комиссии, ответственный за связи со средствами массовой информации и общественностью.
  • С января 2000 года по апрель 2002 года — заместитель председателя постоянного комитета Законодательного Собрания области по вопросам местного самоуправления.


Людмила Макарова