Директор Череповецкого музейного объединения Ольга Павлова — одна из победителей недавнего конкурса проектов «Культурный Upgrade». Авторы восьми лучших проектов, в том числе и Ольга Павлова, отправились в образовательную поездку по Великобритании. Впечатлениями и планами на будущее директор ЧерМО поделилась с cherinfo.ru.

 

— Ольга Германовна, как для вас начинался конкурс «Культурный Upgrade»?

— Поездке предшествовало несколько этапов. В ноябре руководителей, специалистов учреждений сферы культуры пригласили принять участие в семинарах, которые проводились англичанами, Британским Советом. Для участия в проекте «Культурный Upgrade» мы прошли специальный конкурс. Затем последовала интенсивная двухдневная программа, по результатам которой мы должны были написать проекты, которые были бы интересны для конкретного города. Семинары проходили в четырех регионах присутствия компании «Северсталь», которая их и оплачивала. В итоге из двухсот участников проекты представили только 44 человека. Восемь стали победителями, участниками образовательной поездки в Великобританию. В группу вошли три человека из музеев — представители ЧерМО, Мурманского художественного музея, а также из Великого Устюга, три человека от дворцов культуры — из Медвежьегорска, Воркуты и Костомукши. Еще два человека — представитель частного предприятия и специалист из управления по делам культуры Республики Коми. Мы ознакомились с проектами друг друга. Основной упор, конечно, в работах сделан на фестивали, событийные мероприятия. Это привлекает людей, туристов, подпитывает экономику области, города или региона.

— Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями от поездки в Великобританию.

— Программа поездки была весьма насыщена: за пять дней мы посетили четыре города. Все города разнообразны. Манчестер, к примеру, очень похож на Череповец — крупный промышленный центр. Со временем промышленность начинает испытывать проблемы, и перед городскими властями встает вопрос: как жить дальше? Они сделали выбор в пользу туризма. Там две футбольные команды, проводятся крупные соревнования, приезжают много людей. К этому начали подтягивать культуру, проводить фестивали. В чем-то они соперничают с Ливерпулем. Второй день мы провели там. Манчестер хорош, но Ливерпуль меня просто очаровал. Бывший порт, с доками и соответствующей инфраструктурой, он поражает воображение. Здесь можно провести параллель: как Череповец в чем-то соперничает с Вологдой, так и эти города, находящиеся в полутора-двух часах езды друг от друга.

— Как финансируются музеи, другие учреждения культуры за рубежом?

— Мы побывали не только в музеях, но и в театрах, выставочных центрах. Как правило, там нет управлений по делам культуры. Учреждения культуры более самостоятельные, финансируются из разных источников. Как правило, определенный процент средств перечисляет художественный совет. Если музей важен для города, часть средств перечисляет муниципалитет. Нередко музеи работают при университетах и финансируются из бюджета вуза. Все музеи работают с грантами, которые выделяют государство и определенные ведомства на решение тех или иных общественных проблем. Причем во всех учреждениях, где мы побывали, специалисты отмечали, что государственное финансирование постепенно сокращается. Не менее значимую часть средств на содержание музеев и других учреждений культуры они получают от сдачи помещений в аренду. Музеи там — огромные, современные большие здания. Справа от входа, к примеру, музейный магазин, с другой стороны — кафе, на втором этаже еще одно кафе. Естественно, никаких алкогольных напитков и только самая качественная продукция, можно спокойно посидеть, попить кофе, а потом и посмотреть экспозицию.

— На какие цели выделяются гранты в Великобритании?

— На решение миграционных проблем в Великобритании, по словам специалистов, выделяются достаточно большие средства. Это приносит определенное напряжение, в снижении которого государство непосредственно заинтересовано. Сфера культуры получает немалые деньги, чтобы втягивать мигрантов в культурную жизнь Великобритании, чтобы их адаптация проходила легче. А в результате снижается преступность. Можно привести простой пример. Специально разговаривали по этому поводу с руководителями театров, музеев. Они уверены, что увидев на афише какой-либо премьеры или выставки изображение темнокожего человека, приезжие скорее пойдут в музей или театр. Специально для мигрантов организуют выставки, постановки в театрах, презентации книг. Большая доля средств государства идет по линии здравоохранения на работу с больными людьми. Во всех культурных учреждениях, где мы были, работают со страдающими от болезни Альцгеймера. С помощью искусства стараются сохранять остатки памяти людей, давать положительные эмоции для замедления болезни.

— Какой опыт вы получили во время поездки? Что из приобретенного можно применить в Череповце?

— Поездка решала две основные проблемы, с которыми сталкиваются менеджеры, работающие в региональных учреждениях культуры. Во-первых, это привлечение средств, помимо фандрайзинга, работа с клиентами, поиск направлений для получения средств (программы по экологии министерства природных ресурсов, к примеру, по здравоохранению или предпринимательской деятельности). Мы должны смотреть, где мы нужны государству, чтобы в этих отраслях оно нас финансировало, как это и сделано в других странах Европы. Второе направление — привлечение аудитории. В основном мы размещаем рекламу в социальных сетях, на сайтах, рассылаем в школы и вузы. В Европе все обстоит по-другому, там превалирует индивидуальный подход. Даже когда кто-то покупает билет, о нем уже все известно: адрес, возраст, образование. В месяц, как отмечают специалисты, они делают по 600 рассылок частным лицам. Думаю, это мы будем внедрять и в Череповце. Проведем анкетирование, соберем у желающих адреса электронной почты и будем работать адресно — с теми, кто хочет посетить то или иное мероприятие.

— Есть ли в музеях Великобритании какие-то новые направления деятельности, такие, которые не практикуются в России?

— Мы все движемся в одном направлении. К примеру, музей транспорта в одном из городов. Там очень много сенсорных киосков, столиков для детей, можно посидеть, сфотографироваться в вагонах. Понятно, что без интерактивности сейчас никуда. В то же время я считаю, что в любом случае главный в музее — экспонат, сопровождение же вторично. У нас это также развивается. В историческом музее уже есть, в детский музей покупаем сенсорные киоски. В одном из выставочных залов мы были на выставке, посвященной времени. Черный зал, деревянные конструкции, на основных экспонатах — экранах — показаны люди, которые выполняют определенную работу, механически, от начала и до конца рабочего дня, не задумываясь, что они делают. Смысл выставки — соотношение времени, свободного и занятого, диаграммы демонстрируют общее сокращение свободного времени, рост времени работы. Еще один экспонат демонстрировал, сколько человеку необходимо времени, чтобы заработать один фунт: в течение полутора часов собирать хлопок и 50 минут его обрабатывать, а банкиру понадобится меньше секунды, чтобы заработать этот фунт.

— Какова стоимость билетов в британских музеях?

— Билеты в музеи там достаточно дорогие. На одну из выставок в Лондоне мы ходили за 17 фунтов. — Какие музеи произвели на вас самое большое впечатление? — Больше других понравился музей в Ливерпуле. Он огромный, современный, демонстрирует историю от древнейших времен до наших дней. Очень много внимания в нем уделено ливерпульской четверке (The Beatles), там они народные герои. В Манчестере понравились коллекции, посвященные мировым цивилизациям, то есть сама экспозиция была посвящена не столько истории города, сколько истории мира. В университетских музеях, как правило, экспонируют то, что изучают. В музее Ньюкасла интересными показались археологические коллекции музея природы, в этом сочетании и заключалась уникальность выставки. Кстати, что еще характерно для английской культуры: они называют свои учреждения культуры культурной индустрией, а сейчас даже больше — творческой индустрией, то есть тем, на чем можно зарабатывать. Как и у нас, прослеживается тенденция к объединению. К примеру, в Ньюкасле в одном районе девять музеев, для них объединение дает экономию — один отдел маркетинга, одна бухгалтерия, один директор.

— Перед поездкой вы занимались проектом, посвященным Верещагиным. Изменила ли поездка планы?

— Нисколько. Я еще раз убедилась, что нам необходимо провести фестиваль, объединиться и продвигать имена Верещагиных. У нас есть к этому все предпосылки: имена мирового уровня — художника Василия и его брата Николая, автора вологодского масла, основателя сыроварения, кооператора. Думаю, подключив управление по делам культуры, управление экономической политики мэрии, мы можем сделать что-то интересное. Продвигать город мы должны. Думаю, теперь мы активнее начнем работать и с нашими партнерами.


Семен Мануйлов