Расчеты с поставщиками ресурсов продолжают вызывать множество вопросов у череповчан. Почему жильцам приходят счета за электроэнергию, в которых освещение мест общего пользования стоит дороже, чем свет в квартире? Как организовать сбор показаний счетчиков, чтобы исключить ошибки и не обидеть соседей? На эти и другие вопросы отвечает заместитель директора Череповецкого филиала ОАО «Вологдаэнергосбыт» Александр Кириллов.

— Александр Михайлович, начнем с теории. Как распределяется электроэнергия, потребленная на общедомовые нужды (ОДН) между жильцами?

— Сначала снимаются показания общедомового счетчика. Допустим, прибор показывает цифру 36 120 кВт-ч. Важно, что к расчетам мы применяем только общедомовые приборы учета, которые установлены на вводе в дом и учитывают всю электроэнергию, потребленную домом. Дальше суммируются показания всех квартирных счетчиков в доме (это переданные или снятые показания, среднемесячное потребление или норматив, установленный РЭК, если показания не переданы или квартирного счетчика нет). Допустим, цифра составила 24 573 кВт-ч. Устанавливается расход на общие нужды дома. Это разница между показаниями общедомового прибора учета и всех квартирных счетчиков (36 120—24 573) Разница (36 120—24 573) делится на площадь всех жилых помещений в доме, допустим, площадь равна 9822,39 квадратных метров, итог расчетов — 1,175. Полученную цифру умножаем на площадь конкретной квартиры (например, 37 квадратных метров) и действующий тариф (3,36 руб. в домах с газовыми плитами). Итог: владельцы квартиры площадью 37 квадратных метров заплатят за электропотребление на нужды всего дома 146 рублей.

— Почему суммы в квитанциях за общедомовые нужды у многих череповчан так резко выросли? У некоторых платеж за ОДН даже больше, чем за потребление внутри квартиры, как такое может быть?

— Причин несколько. Непростая ситуация произошла с десятками домов, выбравших непосредственное управление. Они поздно принесли протоколы общих собраний, и при этом ни управляющая компания, ни сами жильцы не передали корректных переходных показаний приборов учета по домам. Когда мы принимаем дома на расчеты в обычном порядке от управляющих компаний, то все делаем по плану. В том числе заранее единовременно снимаем начальные фактические показания с квартирных и общедомового счетчиков, получаем точный «срез» по дому, с этих показаний начинаем расчеты. Здесь же пришлось решать: или не брать дома, тогда у льготников возникли бы проблемы с ЕДК, или взять как есть, без корректных показаний и выставить первые квитанции по нормативу потребления электроэнергии, установленному РЭК для тех потребителей, у которых нет счетчиков. Вот и получилось, что общедомовой прибор учета показал, что электроэнергии в дом поступило много, а нормативы достаточно низкие, поэтому платеж за ОДН в ряде случаев и оказался больше, чем за потребление внутри квартиры. Теперь мы будем три месяца подряд в одно и то же время снимать показания всех приборов учета в этих домах, выведем ровный баланс энергопотребления по каждому дому, выйдем на реальные цифры. Постепенно все выровняется.

— Но какие-то показания у управляющих компаний, наверное, были, ведь они вели расчеты? Что значит некорректные?

— У управляющих компаний могли быть как фактические показания, снятые на конкретную дату, так и показания по факту последней оплаты. И это большая разница, потому что последний платеж мог быть совершен гражданином и сегодня, и в прошлом году, и авансом на три месяца вперед. При переходе на расчеты к поставщику показания общедомового прибора учета фиксируются на конкретную дату и даже время, на эту же дату должны быть сняты и показания квартирных электросчетчиков.

— Значит, если жители выбрали непосредственную форму управления, важно приносить протоколы общих собраний вовремя. До какого числа?

— Чтобы мы могли снять начальные показания на дату перехода, нужно обратиться до этой даты, и чем раньше тем лучше. А не так, как, например, дом по улице Боршодской: жильцы собрались переходить с 1 января, а протокол принесли в феврале, хотя должны были сделать это еще в декабре.

— С непосредственной формой управления ясно, а почему большие ОДН могут быть в домах, которые переходят на прямые расчеты к поставщику электроэнергии от управляющих компаний, и, значит, с начальными показаниями все должно быть в порядке?

— Распределение ОДН зависит от общей площади помещений в доме и площади квартир: чем больше квартира, тем больше доля собственника в оплате ОДН. Управляющие компании, к сожалению, передали нам далеко не совершенные базы данных по площадям, вплоть до таких казусов, когда общая площадь дома указана меньше, чем суммарная площадь всех помещений, чего просто не может быть. Теперь жители приходят к нам с вопросами: почему в квитанции указана такая площадь квартиры, а на самом деле она другая. Или почему в доме электроплита, а тариф как для квартиры с газом. Ну вот такие данные были у вашей УК, пришлось использовать в первых расчетах то, что есть. Сейчас мы перепроверяем информацию в БТИ, в том числе по нежилым помещениям, чтобы их потребление не «падало» на жильцов, вносим изменения по обращениям граждан. Можно принести подтверждающие документы, мы поправим информацию по лицевому счету, заодно предложим заключить письменный договор энергоснабжения. Словом, сейчас приводим в порядок базу данных. На это тоже понадобится какое-то время. Вот, наверное, и есть две основные причины роста платежа за ОДН: отсутствие корректных переходных показаний у домов с НФУ и несовершенные базы данных УК, которые приходится перепроверять и корректировать. Обе эти ситуации сложились в переходный период, не нужно переживать, постепенно расчеты выровняем.

— То есть не надо пугаться первых квитанций, в следующих суммы будут пересчитаны?

— Да, так и есть, только нужно подготовиться к тому, что корректировка затянется на несколько месяцев. И перерасчеты будут сделаны только после получения точных данных по количеству зарегистрированных, площадям помещений, фактических показаний квартирных электросчетчиков.

— Почему распределение ОДН зависит от площади квартиры, в чем тут логика, ведь не метры тратят электричество?

— У всех способов распределения ОДН есть сторонники и противники. К прежнему распределению (с количества потребленной электроэнергии внутри квартиры) тоже были претензии. Например, больной пенсионер, вообще не выходит из дома, лечится электрогрелками, а его сосед ездит на лифте, пользуется домофоном, ему нужен свет в подъезде и пр., но он целый день на работе, потребление в квартире маленькое… Или кто-то ворует электроэнергию, имеет неисправный счетчик, который занижает энергопотребление. Сейчас логика законодательства (постановление Правительства РФ № 354, вступило в силу с 1 сентября 2012 года) такова: приобретая квартиру, человек приобретает и долю общедомового имущества, которое он должен содержать. Чем больше квартира, тем больше и доля в ОДН. Можно обсуждать, но это закон.

— А еще какие могут быть причины слишком больших сумм в квитанциях?

— В доме по улице Тимохина у половины квартир счетчики сняты, часть разбита. ОДН у жильцов получились по 300 рублей. Почему? Потому что у части жильцов, у которых есть исправный прибор учета, были сняты показания, остальным индивидуальное потребление рассчитано по нормативу, а он небольшой. И ОДН распределились таким образом, что жители со счетчиками по сути заплатили за тех, у кого счетчиков нет. Или практически в каждом доме есть жильцы, которые сознательно не устанавливают квартирные счетчики. При этом в квартире может быть сделан евроремонт с установкой теплых полов, кондиционера, используется мощная бытовая техника. В отсутствие прибора учета потребление выставляется по нормативу, то есть меньше, чем фактическое. Разница падает на ОДН, то есть на всех жителей дома.

— И как можно повлиять на таких граждан, заставить их установить приборы учета?

— Мы можем только рекомендовать заменить неисправный прибор учета или установить счетчик. А собственники могут поднять этот вопрос на Советах домов, принять решение в обязательном порядке оборудовать все помещения приборами учета.

— Некоторые жители обнаружили в квитанции за свет странный коэффициент 30, который применяется при расчетах. Что это за коэффициент и для чего он нужен?

— Коэффициент трансформации (в этом случае равный 30) обусловлен техническими характеристиками общедомового узла учета электроэнергии. Трансформатор тока снижает нагрузку на прибор учета в тот момент, когда по нему проходит ток. Если трансформатора не будет, прибор учета выйдет из строя. Но при этом на выходе общедомовой прибор учета показывает заниженную цифру, которая и умножается на принятый для данного трансформатора коэффициент трансформации. На фактическое потребление электроэнергии домом коэффициент трансформации не влияет.

— Еще вопрос от граждан, которые выбрали НФУ. Не получится ли так, что они будут платить напрямую поставщику, а потом УК им тоже выставит счет за электроэнергию? Есть какие-то гарантии, что этого не произойдет?

— Когда собственники принимают решение о переходе на НФУ, управляющая компания подает нам заявку на исключение данного дома из общего договора энергоснабжения с данной УК, и прикладывает протокол с решением общего собрания жителей. Граждане заключают с нами письменные договоры энергоснабжения. Так что ситуация с двойными счетами исключена. Но, если у гражданина остаются долги перед УК, то она, разумеется, может их востребовать.

— Что могут предпринять жители, чтобы снизить ОДН?

— Во-первых, нужны точные данные по площадям помещений, количеству зарегистрированных в них людей (это важно для правильных расчетов по нормативу) — эти данные мы сейчас как раз и корректируем. Во-вторых, всем жильцам важно установить исправные счетчики. В-третьих, показания со всех приборов учета в доме нужно снимать ежемесячно и единовременно. Лучше это делать списком по дому, когда, например, старший по дому или староста в один час фиксирует показания всех приборов учета, в это же время автоматизированная система контроля и учета электроэнергии фиксирует показания общедомового прибора учета. Жильцы четко видят общее потребление дома и сколько использовано в квартирах. Если так поступать из месяца в месяц, то можно не только контролировать распределение ОДН, но и отслеживать их резкий рост (это может быть, например, стороннее подключение, энергозатратные ремонтные работы и прочее) и сразу же принимать меры.
Вы разобрались с учетом, а ОДН все равно слишком большие? Тогда нужно искать, где теряется электроэнергия. Может быть, нужно менять устаревшую проводку, или установить энергосберегающее оборудование, обратить внимание, нет ли хищений электроэнергии самими жильцами дома. В этом должна помочь управляющая компания. После того, как примем на расчеты граждан и приведем в порядок базы данных, мы можем помочь обследовать дома с высокими ОДН на предмет сторонних подключений к сетям жилых домов. Офисы и торговые точки, расположенные на первых этажах многоквартирных домов, должны иметь отдельные договоры на поставку электроэнергии с энергосбытовой или с управляющей компанией. У интернет-провайдеров, размещающих телекоммуникационное оборудование внутри многоквартирного дома, должно быть разрешение управляющей компании.

В целом можно предложить такую последовательность действий:

  1. Провести собрание, выбрать совет или старшего по дому (если этого еще не сделано).
  2. Провести обход всех жильцов с просьбой сверить показания на счетчиках (особенно, если они внутри квартир) и в квитанции.
  3. Провести разъяснительную работу с теми, у кого отсутствует прибор учета (необходимо установить) либо требует замены.
  4. Организовать одномоментное снятие показаний внутриквартирных счетчиков (в том числе в нежилых помещениях — у юридических лиц) и общедомового прибора учета с последующей передачей данных в организацию, производящую расчеты.
  5. Вести контроль за выполнением управляющими организациями аварийно-восстановительных работ с подключением электрооборудования (сварочные аппараты, насосы, переносные электроинструменты).
  6. При наличии подозрений на хищения электроэнергии в квартирах или юридическими лицами письменно обратиться в управляющую компанию с просьбой провести проверку и написать о выявленных результатах.
  7. Совместно с управляющей компанией провести технические мероприятия в доме: замена ламп накаливания на энергосберегающие, установка пускорегулирующей аппаратуры (датчики движения, фотореле), капитальный ремонт внутридомовой проводки в случае ее ветхости, замена неисправных приборов учета, выравнивание пофазных нагрузок в доме, установка АСКУЭ (автоматической системы контроля и учета энергоресурса), обеспечение недоступности к внутридомовым электрическим сетям сторонних лиц.
  8. Контролировать рациональность использования электроэнергии.

 

Иван Михов