Апрель в театральном мире считается предотпускным месяцем — сезон на исходе. В череповецком Камерном театре об отдыхе пока не думают. На весну намечены две большие премьеры — представленный в Международный день театра спектакль «Мишель» трижды прошел с аншлагами и вернется на сцену 11 апреля. В мае состоится премьера «Кентервильского привидения» по новелле Оскара Уайльда. А еще будут гастроли, участие в фестивалях и «воскрешение» старых спектаклей. О самом насыщенном сезоне в истории Камерного театра мы поговорили с его главным режиссером Татьяной Макаровой.

— Год назад Камерный театр объявил, что намерен в будущем сезоне выпустить рекордное количество премьер — шесть или семь. «Кентервильское привидение» станет шестым спектаклем сезона…

— Мы хозяева своего слова. Что обещали, то и делаем. Главное достижение, по моему мнению, не в количестве, а в том, что на наших афишах теперь вывешивается аншлаг — «Все билеты проданы». Раньше такую надпись зрители могли увидеть на афишах заезжих трупп, теперь она появилась у местного театра, и это очень приятно.

— То есть зритель не устал от премьер?

— Театр заполняется не только на наших премьерных спектаклях, но и на тех, которые идут не один месяц и не один год. Этим зрители подтверждают свою любовь и доверие к нашему театру, и мы стараемся их не разочаровывать. Раньше я нередко слышала от зрителей о том, что им не хватает информации о спектаклях и премьерах Камерного театра. Теперь, думаю, эта проблема решена во многом благодаря сайту и группе в социальной сети «ВКонтакте». Количество подписчиков в группе увеличивается ежедневно.

— Что зрителю ожидать на премьере «Кентервильского привидения»?

— Я бы не стала называть постановку детской, скорее, для семейного просмотра. Спектакль рассчитан на подростковую аудиторию от 12 лет, подобных постановок очень мало, а потребность в них велика. Публика эта сложная, завоевать ее непросто, но выбрана интересная театральная форма — доверительная, постановка разыгрывается на небольшом пространстве. «Кентервильское привидение» ставит известный режиссер Евгений Зимин, актерам очень интересно с ним работать. Спектакль достаточно многонаселенный, в нем заняты две трети актеров нашей труппы.

— В течение сезона в афишу Камерного театра вернулись постановки, которые давно не игрались. Как вы решаете, какому спектаклю умирать, а какой возобновлять?

— У спектаклей есть срок жизни, у каждого он свой. Имеет место некоторое моральное устаревание спектакля, актеры покидают театр и конкретную постановку по разным причинам. Но иногда случается так, что проходит время, в театр приходит новый зритель, и вдруг какой-то спектакль из прошлого вновь становится актуальным. Не один год меня просят восстановить нашу известную постановку «Варвара Петровна», но это непросто — некоторые актеры уже не работают в театре.

— В этом сезоне театр снова играет «Таланты и поклонники» по Островскому и «Дядюшкин сон» по Достоевскому…

— Спектакль «Таланты и поклонники» не умирал, но в нем произошел ряд актерских замен. «Дядюшкин сон» вернется на сцену в апреле и мае. Мы давно планировали его восстановить. Поначалу я хотела ввести на главные роли новых актеров, пришедших в театр, но не получилось. На нашу сцену вернется Александр Андрюшин, который играл премьеру и который с некоторых пор работает в вологодском Театре для детей и молодежи. Я договорилась с главным режиссером театра Борисом Александровичем Гранатовым о том, что актер будет приезжать в Череповец играть в «Дядюшкином сне». По крайней мере в этом сезоне это будет так.

— Спектакль Камерного театра «Старосветские помещики» включен в программу фестиваля малых городов (пройдет с 31 мая по 6 июня в Подмосковье), который курирует известный режиссер и актер Евгений Миронов. В каких еще фестивалях планируете принять участие?

— Если все задуманное случится, фестивалей будет несколько. В фестивале малых городов мы принимали участие дважды со спектаклями «Смех лангусты» и «Старомодная комедия». С удовольствием снова туда едем, тем более что формат фестиваля изменился. География участников, а на фестиваль приедет 16 театров, очень внушительна — от Комсомольска-на-Амуре до Калининградской области. Также мы сделали заявку с теми же «Старосветскими помещиками» на вологодский фестиваль «Голоса истории», который пройдет этим летом. Его афиша пока не сформирована. Хотим повезти эту постановку и на архангельский фестиваль «Родниковое слово». «Кентервильское привидение» мы планируем отправить в апреле на фестиваль детских спектаклей «Арлекин», который проводится в Санкт-Петербурге. Режиссер Евгений Зимин очень фестивальный, множество его работ участвовали и завоевывали награды различных театральных конкурсов. На фестивале в Котласе мы в сентябре хотим показать спектакль «Волшебное кольцо».

— Какие гастроли запланированы?

— Обменные гастроли очень хорошо себя зарекомендовали — это интересно и выгодно. Побывали со спектаклями в Великом Новгороде и Рыбинске, в середине апреля отправимся в Котлас.

— К каким произведениям присматриваетесь с размахом на будущие постановки?

— Пришла хорошая мысль поставить осенью к открытию следующего сезона спектакль «Барышня-крестьянка» по повести Пушкина к его 215-летию. Это будет продолжением подростковой темы. К Новому году хочу поставить сказку моего любимого автора Евгения Шварца «Два клена». Не один сезон откладывали постановку пьесы Александра Островского «Светит, да не греет». Очень бы хотелось ее наконец поставить. И, конечно, мне бы хотелось самой поиграть. Подходящую пьесу мы нашли, сейчас определяем, кто ее будет ставить. К 70-летию Победы хотим поставить пьесу Владимира Гуркина «Саня, Ваня, с ними Римас».

— В Камерном подрастает молодежь, воспитанная детской студией, которая работает при театре. Когда ребята получат главные роли и «расправят крылья» в полной мере?

— Они уже играют заметные роли, заняты в нескольких спектаклях и даже уже благодарственные письма от управления получили ко Дню театра с формулировкой «за вклад». Матвей Пирушкин, Марина Миронович и Марьяна Батятина параллельно с работой в театре учатся в Ярославском театральном институте. Педагоги постоянно говорят им, что ощущают пользу от их работы в театре. Что ни говори, а участие в спектаклях для ребят отличная практика и ценный опыт.

 

Дмитрий Саврасов