В Вологде завершился пятый межрегиональный IT-форум, в котором приняли участие многие известные в России и за рубежом IT-компании. Среди гостей были представители более чем десяти регионов РФ и Вологодской области. Череповец представил на форуме стенд «Информационные технологии для жителей Череповца», а презентацию перспектив развития IT в городе провел лично мэр Юрий Кузин. О том, как прошел форум и каких результатов достиг Череповец в IT-секторе, cherinfo.ru рассказал директор Центра муниципальных информационных ресурсов и технологий Сергей Виноградов.

— Сергей Евгеньевич, какие информационные технологии Череповец представил на форуме?

— Это, например, мобильная версия приложения «Народный контроль», которая уже используется. Сам проект работает с середины 2012 года. Информационная система предназначена для объединения усилий власти и жителей города по поддержанию чистоты и порядка. Сегодня каждый житель может сообщить об обнаруженной проблеме в сфере благоустройства через специальный раздел на сайте города, указав адрес и приложив фотографию с описанием проблемы. За прошедшее с начала работы время система стала популярна у горожан, на сегодняшний момент в ней зарегистрировано и обработано более четырех тысяч обращений. Также мы продемонстрировали на форуме, как работают видеокамеры фиксации нарушений правил дорожного движения и обзорные веб-камеры. Впервые продемонстрировали возможности 3D-принтера. Впервые посетителям выставки был представлен и беспилотный летательный аппарат — квадрокоптер, который в дальнейшем планируется использовать в программе «Безопасный город». Большой интерес вызвала новая система «Дорожный менеджер» — моделирование транспортных потоков, а также программа «Умный светофор», работающая в рамках «Дорожного менеджера». Еще мы представили программу «Электронный гражданин» и другие.

— Программа «Безопасный город» стала неотъемлемой частью жизни Череповца. Расскажите о результатах ее работы.

— На данный момент в городе установлено более 70 видеокамер. Они следят за соблюдением безопасности дорожного движения, за нарушениями общественного порядка. У нас стали появляться камеры, которые следят и за выделенными полосами для автобусов. Первые такие камеры установлены на проспекте Победы у остановки «Красный ткач». Нарушения уже выявляются, и те, кто нарушает, это знают — им приходят соответствующие штрафы. Статистику пока не назову, мы ее только подводим, так как камеры установили сразу после новогодних праздников. Но есть статистика по работе других видеокамер. Зафиксированы тысячи нарушений дорожного движения и правопорядка. За 2013 год в региональный бюджет поступило порядка 25 миллионов рублей штрафов. Но самый главный результат — снижение аварийности на дорогах и повышение раскрываемости преступлений с применением обзорных камер. По данным УМВД Череповца, за прошлый год более 400 преступлений было раскрыто благодаря обзорным камерам.

— 70 камер уже работает, а какова перспектива, конечная точка?

— В конечном результате мы остановимся на 250 видеокамерах. Для нашего города это полностью закроет все потребности служб, которые следят за общественным порядком. Будут охвачены все общественные, публичные зоны и участки дорог с потенциалом для совершения ДТП, все выделенные полосы для автобусов. — Как и когда будет использоваться беспилотный летательный аппарат в Череповце? — Его планируется использовать для контрольных облетов мест скопления людей. Это парки, скверы, площади. Цель — выявление правонарушений. Он будет либо по заданной программе летать, либо управляться оператором. В случае выявления правонарушения с него будет передаваться сигнал полицейскому патрулю. Эксперименты по использованию беспилотника идут уже сейчас. В дальнейшем власти города и УМВД будут совместно принимать решение, какой конкретно нужен функционал, а в зависимости от этого определяется модель, характеристики летательного аппарата и самое главное — его стоимость. Когда это все будет понятно, будет решаться вопрос с финансированием.

— Проект «Электронный гражданин». Поясните, в чем его суть?

— Этот проект стартовал в марте. Подготовлена большая программа по обучению жителей города по группам возрастов. Допустим, для пенсионеров это будет обучение практически с нуля, что-то вроде ликбеза по компьютерной грамоте. Для более продвинутых череповчан — это информирование о возможных электронных сервисах, которыми они могут воспользоваться в Череповце. От заказа муниципальных и государственных услуг через портал госуслуг до программы «Народный контроль». Оказалось, что многие жители Череповца не знают, что существует уже много сервисов, которыми можно пользоваться через Интернет, либо они не умеют ими пользоваться. Поэтому и был придуман такой проект, в Череповце он получил название «Электронный гражданин». Его цель — устранить существующее цифровое неравенство.

— Сколько на сегодняшний день в городе услуг переведено в электронный вид?

— Сегодня их 26. Среди них самые распространенные и пользующиеся спросом — это наши муниципальные услуги: постановка на учет ребенка и запись его в детский сад, получение информации об общеобразовательных и дополнительных учреждениях. Только что появился «Электронный журнал», где можно получить через Интернет полную информацию об успеваемости учащихся. В электронном виде можно получить информацию о времени и месте проведения театральных представлений, филармонических и эстрадных концертов, о гастрольных мероприятиях театров и филармоний, о времени киносеансов, анонсы мероприятий в муниципальных учреждениях культуры, можно получить разрешение на установку рекламной конструкции или аннулировать такое разрешение, получить информацию о границах земельных участков и другое.

— Отдел по организации дорожного движения МУП «Электросвет» перешел в ваше ведение. С какой целью это сделано?

— Штатные изменения произошли в начале этого года. Функционал отдела не поменяется. Он, как и прежде, будет следить за нарушениями правил парковки на дорогах общественного пользования с помощью устройства «Паркон». Этот прибор в автоматическом режиме фиксирует нарушения правил парковки. Информация передается в ГИБДД, «проколовшемуся» выписывается штраф. Среди вопросов отдела также транспортная логистика. В том числе информирование о движении общественного транспорта, об изменениях улично-дорожной сети. Направлений много, дальнейшая мечта — это полная автоматизация всего транспортного хозяйства, всей улично-дорожной сети города с использованием интеллектуальных светофоров. Этот отдел перешел к нам, потому что автоматизацией всего муниципального хозяйства занимается ЦМИРиТ, поэтому было принято решение централизовать все в одних руках.

— Про «умные» светофоры подробнее расскажите, пожалуйста.

— Это информационная система «Дорожный менеджер», которая отслеживает ситуацию на дорогах с помощью видеокамер или специальных датчиков. Все данные переводятся в электронную модель, где прогнозируется дальнейшее развитие ситуации на дороге: если возникнет авария, то через сколько минут пробка рассосется, или какие за ней последуют последствия. Или ситуация, как перед хоккейным матчем в сторону Зашекснинского района. Каждую ситуацию можно запрограммировать, и система с искусственным интеллектом проблему просчитает. Затем планируется к ней подключить все светофоры. Она будет давать управляющее воздействие, чтобы снизить простои в пробках, создавать «зеленую волну», одним словом, чтобы повысить качество передвижения на личном и общественном транспорте.

— Как в целом наш город показал себя на прошедшем IT-форуме?

— Череповец в очередной раз показал высочайший уровень использования информационных технологий и в муниципальном управлении, и в повседневной жизни горожан. Интерес к нашим наработкам был проявлен высокий. Как со стороны региональных и муниципальных органов власти, так и со стороны малого и среднего бизнеса. Всеми участниками форума отмечен высочайший уровень развития информационных технологий в городе. Это в очередной раз закрепило за нами статус регионального лидера в области информационных технологий.


Людмила Макарова