Выпускница Вологодского музыкального колледжа, скрипачка Наталия Нижалова была удостоена специального гранта и президентской стипендии «Поддержка талантливой молодежи» и сейчас продолжает обучение в США. Наталия не раз бывала в Череповце, участвовала в фестивалях и конкурсах, выступала с Череповецким симфоническим оркестром под руководством Валентины Голубевой. О своем понимании музыки, отличиях российского и американского музыкального образования Наталия рассказывает cherinfo.ru.

— Наталия, как давно вы занимаетесь музыкой? Расскажите, где вы учились, работали.

— Я начала играть на скрипке в шесть лет под руководством папы, скрипача Аркадия Нижалова в специальной детской музыкальной школе при Вологодском музыкальном училище. Потом было четыре года учебы в училище и пять лет в Нижегородской государственной консерватории имени Глинки. Это стандартное образование любого профессионального музыканта, но мне в любом деле хочется дойти до конца, чтобы дальше искать что-то новое. Учась в аспирантуре при Нижегородской консерватории, я начала работать в оркестре Нижегородского академического театра оперы и балета. После одного из концертов мне предложили поехать учиться в Америку, и сейчас я продолжаю музыкальное образование в Соединенных Штатах.

— Наверное, решиться так далеко уехать было непросто? Где именно вы учитесь?

— Сначала я не восприняла эту идею всерьез, ведь я уже заканчивала аспирантуру и работала, да и опыта общения на английском языке у меня не было. Но раз уж мне представился такой шанс, я решила им воспользоваться. Прошла через международные экзамены, через огромное количество документов и интервью. Это действительно было нелегко. В итоге в 2011 году я поступила в Ball State University в городе Манси (это маленький студенческий городок), в получасе езды от Индианаполиса, центра штата Индиана. Я обучалась по двухгодичной программе Artist Diploma Certificate, разработанной специально для совершенствования исполнительского уровня. Одно из основных требований программы — регулярные сольные концерты. В данный момент я работаю над получением звания Doctor of Arts, которое даст мне право преподавать в высших учебных заведениях Америки и Европы.

— Чем отличается музыкальное образование в Америке от российского?

— Американская система образования направлена в первую очередь на выбранную специальность, которая изучается очень глубоко. Российское же образование более многогранное, оно дает представление о других областях, не связанных прямо с основной специальностью, и делает человека более эрудированным. Большим достоинством российского музыкального образования является его последовательность: музыкантов-профессионалов у нас готовят с самого раннего детства, а для нашей профессии это одно из самых важных условий. Вообще американское образование коренным образом отличается от российского, начиная от учебных планов и заканчивая организацией лекций, домашней работы и оценивания студентов. Есть расхожее мнение, что в Америке легко получить диплом, потому что студенты сами выбирают предметы для изучения. Это неверно. Да, я сама составляю «учебный план» на семестр, но у меня есть и огромный список обязательных предметов, которые необходимы для получения диплома. Мне очень нравится эта система, поскольку студент волен выбрать учебные курсы, их количество и порядок, ориентируясь на степень сложности и свои силы.

— С какими оркестрами и музыкантами в США вам довелось играть на одной сцене? Где вы сейчас играете?

— Я выступала вместе с музыкантами из Франции, Германии, Чехии, Бразилии, Японии, Южной Кореи, Польши, и этот список можно продолжать. Только в прошлом году за два летних месяца я сыграла двадцать концертов в составе разных оркестров. Больше всего мне запомнилось сотрудничество с музыкантами из симфонического оркестра Цинцинатти (Cincinnati Symphony Orchestra), входящего в десятку лучших американских оркестровых коллективов. Очень интересно было играть произведение американского композитора Луи Харрисона для скрипки и оркестра ударных инструментов — такое сочетание само по себе очень необычно. В предстоящем сезоне я сыграю в одном из концертов с Американским фортепианным трио (American piano trio). Сейчас я ассистент профессора в Ball State University. Постоянной работы в каком-либо оркестре у меня нет: учеба и работа просто не оставляют на это времени.

— Вы лауреат национальных и международный конкурсов, принимаете участие во множестве фестивалей. Не мыслите без этого жизни как музыкант?

— К конкурсам у меня особое отношение: мне кажется, что сама их суть — выбор — кто хуже, а кто лучше — может отрицательно сказаться на творческом человеке. Другое дело фестивали, цель которых — объединить музыкантов из разных регионов страны и разных стран мира. Занятия, репетиции, концерты в разных составах — все это очень интересно и дает огромный опыт. Я была на фестивалях в Нидерландах, Литве, Америке, этим летом еду на фестиваль камерной музыки Malaga Musical Summer в Испанию. Попасть на любой фестиваль — это значит пройти отбор, далеко не каждый желающий может приехать и выступить. Прошлым летом я участвовала в фестивале National Repertory Orchestra в США — на участие в нем было подано больше 800 заявок, а отобрали только 86 человек. Очень хотелось бы, чтобы подобное фестивальное движение более активно развивалось и в России. Будучи студенткой Нижегородской консерватории, я получила массу ярких впечатлений от участия в Молодежном симфоническом оркестре Поволжья в Тольятти — этот проект во многом похож на зарубежные фестивальные музыкальные проекты.

— Какую музыку вы предпочитаете? Есть ли такое произведение, которое вы мечтаете сыграть?

— Что касается предпочтений, то ответ однозначен — это классическая музыка. Если говорить о направлениях, то я очень люблю советскую музыку — Прокофьева, Шостаковича. Одно из произведений, которое мне очень хотелось бы сыграть, Первый скрипичный концерт Дмитрия Шостаковича. Есть у меня и осуществленная мечта: один из скрипичных концертов Прокофьева мне посчастливилось исполнить со Студенческим симфоническим оркестром Нижегородской консерватории.

— Скрипка, с вашей точки зрения, чисто классический инструмент?

— Мне кажется, что скрипка, как и фортепиано, по сравнению со многими другими музыкальными инструментами, универсальна. Ее можно услышать в самых разных сочетаниях и в самых разных стилевых направлениях.

— Любите ли вы импровизировать?

— Импровизация в буквальном смысле означает «свобода». Но, как это ни парадоксально, она имеет огромное количество правил и законов, которым музыканты должны следовать. Я не умею импровизировать. Это совершенно другая область музыкального искусства, этому нужно специально учиться. Так что попросить музыканта сымпровизировать – это то же самое, что попросить сыграть на другом музыкальном инструменте.

— Что значит для вас скрипка?

Мне бы не хотелось говорить, что скрипка — это для меня всё, потому что жизнь очень многогранна. Думаю, что как минимум на три четверти моя жизнь заполнена скрипкой. Это каждодневные самостоятельные занятия, независимо от дня недели или времени года, это огромный труд, в том числе постоянная тренировка мышц рук и пальцев. Для скрипача не существует слова «выходной». Наверное, параллель со спортом здесь вполне уместна: музыканту для достижения какого-то результата тоже нужна колоссальная работа. Поэтому музыка не может быть просто профессией — она требует какой-то большей отдачи, сил и энергии, иначе она не отвечает взаимностью.

 

Мария Гуляева