Череповецкие учителя с сомнением отнеслись к идее не проверять грамотность при написании сочинений

Министр образования России Дмитрий Ливанов предложил не ставить оценки за грамотность при написании сочинений. Соответствующий документ опубликован на сайте ведомства.

«Считаю, ставить оценку за грамотность не нужно. Это сковывает, человек боится сделать ошибку и пишет совсем не так, как мог бы или хотел», — заявил Дмитрий Ливанов на заседании совета, где обсуждались темы итогового сочинения для выпускников 2015 года.

Министра поддержали другие члены ведомства, хотя предложили все же регламентировать количество допустимых пунктуационных и орфографических ошибок.

Череповецкие филологи к возможным нововведениям относятся неоднозначно. Так, доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой отечественной филологии и прикладных коммуникаций ЧГУ Елена Грудева считает заявление главы Минобрнауки по меньшей мере странным. Ведь если заглянуть в историю образования, то еще совсем недавно все писали выпускные сочинения и не боялись этого, потому что действительно работали над грамотностью и читали книги, отмечает профессор.

«Возврат к сочинениям — это очень хорошо, потому что мы будем учить детей думать. Подготовка к ЕГЭ отучает детей от этого. Там можно просто методом тыка так или иначе получить положительный балл. Но вводить сочинение в 11 классе — это, конечно, убийственно для выпускников, потому что к сочинению нужно готовить с начальной школы. Раньше существовала целая система подготовки к итоговому сочинению. А сейчас, представьте, 11 лет готовили к ЕГЭ, а теперь школьники должны писать сочинение. Это будет, наверное, гуманитарная катастрофа. Выпускники не настраивались на это. Поэтому речь должна идти о восстановлении системы подготовки к сочинению, а не о внезапном его введении. Я понимаю, что министр Ливанов предполагает результаты и опасается последствий»,— считает Елена Грудева.

Преподаватель русского языка и литературы череповецкой школы № 1, победитель областного конкурса «Лучший филолог Вологодской области» Юлия Федотова в чем-то согласна с мнением министра:

«Достаточно вспомнить Максима Горького. Неплохой писатель, но при этом делал достаточно много пунктуационных ошибок, и корректоры его всегда правили. Но это не умаляет его писательского мастерства. С другой стороны, хотелось бы, чтобы наши дети умели не только правильно выражать свои мысли, но еще и оформлять их. Вспомним знаменитую фразу: «Казнить нельзя помиловать». Что бы мы делали без запятой?»

Какой вариант на основе предложений министра выберут чиновники Минобрнауки, станет известно лишь к 1 октября 2014 года, когда будут опубликованы методические рекомендации.

«Ошибки бывают стилистические, фактические, грамматические. Если речь идет о грамматике, то можно условно относиться к словам. Когда ребенок пишет сочинение, творит, здесь в общем-то важно понять, насколько творчески изложена мысль, которую он доносит. Скорее всего, речь идет о том, что когда сочинение будет являться допуском к итоговой аттестации по ЕГЭ по литературе, то важно учитывать, как ребенок может мыслить, развернуто ответить на поставленный вопрос. А когда речь пойдет о допуске к русскому языку, тогда все-таки нужно говорить о грамматических и стилистических ошибках. Они должны учитываться. Но должны быть четкие критерии, как в любом оценочном документе. Когда мы увидим документ, по которому будем оценивать работы ребят, можно говорить уже более предметно», — пояснила заместитель начальника управления образования Лина Коробейникова.

Отметим, подобные решения принимаются на фоне того, что грамотность российских школьников в последние годы стремительно падает. В стране снижен минимальный порог ЕГЭ по русскому языку с 36 до 24 баллов, чтобы добрая часть выпускников не осталась без аттестата.

Светлана Долгова