С 1 января 2015 года вводятся новые правила аттестации на право управления маломерными судами. О сути изменений читателям cherinfo.ru рассказывает старший инспектор, руководитель группы инспекционной и экзаменационной работы ГИМС Череповца Сергей Страхов.

— Сергей Владимирович, поясните, с чем связаны изменения?

— У нас уже поменялось понятие маломерного судна, теперь меняются требования к таким судам и законы. В принципе, это касается скорее сотрудников ГИМС, у которых прибавится работы с документами. Например, раньше классифицировались моторная лодка, катер, гидроцикл и парусные суда, подразделяющиеся по площади парусов. Теперь же классификация ведется следующим образом: маломерное моторное судно, маломерное парусное судно, маломерное парусно-моторное судно, гидроцикл и маломерные суда особой конструкции, к которым относятся аэроботы, амфибии, экранопланы, подводные лодки и иные суда, которые отличаются способом динамического перемещения. Причем государственная инспекция выдает права только на некоммерческие суда. Принятый в прошлом году закон «О регистрации маломерных судов» уже подразумевал разделение их на коммерческие и нет. Теперь это коснулось и аттестации.

— Как изменились правила аттестации судоводителей?

— Как таковых кардинальных изменений, касающихся судоводителей, в законодательстве нет. Для них есть правила, и они должны их учить так же, как и автоводители ПДД. Они должны знать правила плавания, лоцию, навигацию, судовождение. При сдаче практических навыков также будет отрабатываться подход к утопающему, восьмерки, змейки, значение плавучей и береговой навигационной обстановки. Изменились требования к медицинской справке. Если до этого принимались любые транспортные справки, которые распространялись и на автомобили, и на снегоходы, и на квадроциклы, то теперь требуется конкретная формулировка в заключении — «годен к управлению маломерным судном».

— Всем ли владельцам судов нужно пройти переаттестацию?

— Тем, у кого уже имеется удостоверение на право управления маломерными судами, переаттестацию проходить не нужно. При замене удостоверения, независимо от причин, сдавать экзамены не требуется. Необходимо просто собрать документы, оплатить госпошлину, сумма которой, кстати, не изменилась. По новым правилам будут сдавать только вновь получающие удостоверения судоводители.

— Будут ли какие-то изменения в процедуре экзамена?

— Экзамены будут по-прежнему проходить в форме компьютерного тестирования. К новому году, когда вступят в силу новые правила, мы получим новые тесты. Пока трудно сказать, будут ли там изменения. Сейчас продолжим работу по имеющимся тестам. Если в отдаленных районах возникнут проблемы с компьютерами, например отключат свет, всегда можно будет перейти на бумажный вариант и пройти тестирование в письменном виде. Если кто-то уже имеет дипломы речных училищ, водных академий, то все равно нужно обращаться к нам и рассматривать каждый конкретный случай. Не каждый диплом дает право на управление тем же гидроциклом, и тогда потребуется дополнительный экзамен.

— Нужна ли какая-то предварительная запись для прохождения тестирования?

— На данный момент предварительная запись ведется учебными организациями. С ними мы согласовываем дату экзамена. Тех, кто подходит к нам в индивидуальном порядке, мы присоединяем к какой-либо учебной группе, и в назначенный аттестационный день они проходят тестирование вместе. Можно подать заявку на экзамен и на сайте госуслуг, но пока такой практики не было. Город небольшой, и местным жителям проще решить вопросы лично или по телефону, нежели общаться с компьютером.

— В течение какого времени судоводители могут получить удостоверение?

— Если говорить о сроках, то на аттестацию дается 15 рабочих дней. Правда, сюда не включено время переездов до места проведения аттестации, почтовые пересылки — все документы мы отправляем в Вологду, где изготавливаются удостоверения. Это занимает достаточно много времени.

— Сколько в Череповце сейчас судовладельцев и какой тип судов преобладает?

— В основном преобладают рыболовные суда, в меньшей степени — прогулочные, совсем мало владельцев спортивных судов. Чаще череповчане отдают предпочтение современным надувным лодкам, но много еще лодок советского периода — «Прогрессы», «Казанки». На сегодняшний день на учете стоит 9128 судов. Это только зарегистрированные суда. Правда, в их числе есть и те, что по новым законам уже не подлежат регистрации, но по-прежнему числятся у нас, так как принудительно мы их снять не можем. Еще порядка 1,5 тысячи судов, которые не подлежат регистрации. Это в основном надувные лодки с моторами меньше 10 л. с.


Светлана Долгова