В Череповце и районе вышло на новый уровень древнее ремесло гончаров. В городе недавно прошел первый конкурс мастеров гончарного искусства, участниками которого стали специалисты со всей Вологодчины, а также из Архангельской области. О таинственном ремесле, человечности готовых изделий и гончарных традициях читателям cherinfo.ru рассказал известный гончар, преподаватель Сергей Лопатенко.

— Сергей Александрович, как вы пришли к этому виду творчества?

— Мой дядя Николай Смирнов родом из Ёрги — местности, известной своей керамикой. Он много рассказывал, как там живут люди. Сам он был лесником, а также охотился на зайцев, лосей, так что историй в запасе имел предостаточно. Были среди них и истории о керамике. Дядя делал посуду, пока не ушел на войну. Рассказчик он был замечательный. От него-то я впервые услышал про Ёргу, а уже потом встречал много людей оттуда.

— Когда вы впервые что-то сделали из глины?

— Я увлекался рисованием, учился в художественной школе, поэтому и на керамику смотрел с этой позиции. Это действительно красиво, интересно. Первое изделие из глины я сделал в 12 лет, примерно в 1968 году. С тех пор этим и занимаюсь. Когда видишь красоту, какие-то достоинства керамики, хочется поделиться своим видением. Для меня глина — это своеобразное средство общения. Мысли, чувства, которые не выразить словами, я выражаю в глине, как многие в танце или в песне.

— В своей работе вы опираетесь на традиции Вологодской или Архангельской областей?

— Человек, который занимается глиной, в последнюю очередь видит в ней что-то традиционное. Помню проводил практику в академии для студентов. Для них традиционная керамика стала откровением, поскольку выставляется она редко. Если и выставляется, то совсем простые вещи. Мы не всегда представляем, как выглядят предметы, названия которых употребляем. Вот, например, деньги раньше хранили в кубышке, которую закапывали. Поэтому моя задача — не только «общаться» с глиной, но и делиться традициями.

— Дети интересуются глиной, керамикой?

— Совсем недавно прошел конкурс гончаров. Художественная школа оборудовала гончарную мастерскую, может, даже первую в России, во всяком случае я не встречал школ, где были бы такие мастерские. Это значит, что интерес к гончарному мастерству возрождается. В Череповце и в Вологодской области очень сильная группа гончаров.

— Так было не всегда?

— Далеко не всегда. Гончарство — редкая профессия, а в некоторые годы гончаров было катастрофически мало. В 70-е годы, к примеру, люди из того поколения, для которого характерен был традиционный быт, уходили в поселки, города. С ними постепенно уходили и умения, которые передаются из рук в руки. В 90-е годы молодежь начала интересоваться гончарным искусством, а гончаров в России к тому времени оставалось всего человек 20.

— Вы встречаетесь с другими гончарами, обмениваетесь опытом?

— Мы встречаемся раз в два-три года, стараемся, чтобы наша работа стала доступна всем, чтобы они тоже могли прикоснуться к этому таинственному ремеслу.

— Почему таинственному?

— Тайна в гончарном ремесле всегда была. Как бы мы ни старались в процессе изготовления изделия, как бы ни контролировали обжиг (раньше на глаз, по цвету, а теперь по приборам), всегда на выходе изделие выглядит не так, как ожидалось. Меняется форма, цвет. Думаешь, что все в порядке с кувшином, а на нем появляется трещина, хотя все сделано правильно. Иногда сосуд получился слабенький, а после обжига неожиданно заиграл ярким цветом. Глазури тоже по-разному себя ведут.

— То есть не знаешь, как предмет будет выглядеть в итоге?

— Да, дети сделают что-то, и появляется проблема — узнать свое изделие после обжига. Оно высохло и стало другим, поменялся цвет и размер. Поэтому я прошу ставить инициалы или печать. Однако, гончара всегда ожидает сюрприз.

— У вас стоит электрический гончарный круг. Он отличается от ручного?

— Конечно, разница есть. Если изделие делается на автоматическом круге, в нем меньше эмоций, чувств. На ручном станке всегда присутствует некая асимметрия. Изделие живет, дышит, всегда будет где-то круглее, где-то более выпуклым, где-то вогнутым. Этот принцип встречается и в жизни: лица, фигуры тоже несимметричны, но мы не воспринимаем это как что-то ненормальное. Это наоборот приятно. А вот заходим мы, к примеру, в новый микрорайон, и взгляду не на чем остановиться — все одинаковое вокруг. Сначала становится скучно, а потом и страшно. Это даже может свести человека с ума. Психических заболеваний наблюдается больше в тех городах, где нет исторического центра.

— На электрическом круге проще научиться работать?

— Я стараюсь объяснить преимущества того и другого инструмента. Если есть возможность выбирать — это прекрасно. Но на электрическом круге научиться работать даже сложнее. Ведь даже ребенку проще научиться ходить потихоньку, чем сразу бежать дистанцию на время. Тем более, что все механические станки появились сравнительно недавно. А если мы хотим выразить какие-то мысли, хотим как-то проявить себя, мы обратимся к ручной керамике.

— Как вы готовите глину?

— Глина готовится заранее. Для электрического станка она должна быть высокого качества, а для ручного достаточно и совсем низкого, с камушками — на маленькой скорости руки не повредишь, а проблему можно всегда исправить.

— Откуда берете глину?

— Глину заготавливаю в Ёрге. Череповецкие керамисты очень часто берут глину именно там — мы знаем ее свойства, как она сохнет, обжигается, ее плохие и хорошие стороны. Пробовал и другие глины. Иногда легче глину купить, потому что ее готовить не нужно — избавляться от камушков. В Ёрге глина хорошая, но могут попадаться камни, корни, известняк, который в обжиге совсем не нужен. Глину сушат, разводят в воде, процеживают сквозь мелкие сита. Чаще всего готовят на год вперед.

— Какие виды глиняных сосудов бывают?

— Например, кринка. Она была характерна для наших широт, от Ярославской области и до Соловков. Причем, чем севернее, тем кринка ниже. На юге они были значительно выше. Таких сосудов в хозяйстве было много, не меньше десятка — чтобы вошло все молоко с удоя. Поэтому их и ценили, без них ни сметану, ни масло не сделаешь. В керамических кринках молоко хранится на 30% дольше.

— Есть ли какой-то секрет в гончарном мастерстве?

— Есть. Вроде бы простые движения, но нужно тренироваться, как в спорте. Мы все умеем бегать, но быстрее это делают люди, которые часто тренируются. Поделюсь и еще одним наблюдением. Очень трудно описать процесс работы. Вот, к примеру, кажется, что я вытягиваю горшок. На самом деле это не так. Если человеку просто объяснить, он не сможет сделать так же. Секрет в том, что ученик гончара не должен верить своим ушам и глазам, а только рукам.

— В древности кузнецов считали колдунами, потому что они могли из металла создавать предметы. Было ли то же самое с гончарами?

— Может быть. Когда человек смотрит на рождение сосуда, он отождествляет его с собой. Так было и раньше, так и сейчас. Нога, плечики, горло — даже названия похожие. Во многих религиях люди были созданы из глины. Поэтому для людей, увлекающихся керамикой, становится важна философская составляющая.


Семен Мануйлов