Может сложиться ситуация, когда клиенты автошкол, отучившись несколько месяцев за немалые деньги, просто не будут допущены к экзаменам в ГИБДД

По данным областной ассоциации автошкол, на сегодняшний день вести курс подготовки водителей по новым программам имеют право только три-четыре автошколы города и одна районная. Некоторые школы находятся в процессе согласования программ, другие к этим согласованиям не приступали и вряд ли смогут их пройти.

Новые правила обучения вождению, которые повлекли достаточно серьезные изменения в образовательной программе и материально-технической базе автошкол, а также коснулись и будущих водителей, вступили в силу еще 11 августа.

«В августе череповецкие автошколы получили предупреждение, что не получат разрешение на регистрацию групп, если не представят на согласование измененную программу обучения. Сейчас многие автошколы находятся в процессе оформления этих документов», — говорит начальник РЭО ГИБДД Роман Исаев.

Директор одной из автошкол города Юрий Зорин утверждает, что они фактически прошли все согласования и на днях получат заключение от ГИБДД. Правда, обошлось это недешево: ужесточились требования к учебным площадкам — необходимо асфальтовое или бетонное покрытие, ограждения, даже если площадка находится вне жилой зоны. В 80 тысяч рублей обошелся медицинский класс с тренажерами для реанимационных действий.

«Мы вынуждены были оборудовать отдельный медицинский кабинет, хотя школьных филиалов у нас несколько по городу, и правила предполагают, что в каждом должно быть такое оборудование. Еще необходимо учесть затраты на новую методическую литературу, программное обеспечение, видеоматериалы», — рассказывает Юрий Зорин.

С увеличением объема материала неизбежно увеличится и срок обучения. По мнению специалистов, расширенный объем информации не выдать и за четыре месяца. Однако здесь многое будет зависеть от возможностей конкретной школы.

«Если автошкола маленькая, имеет два-три автомобиля, то при соблюдении всех правил у них обучение выльется в пять-шесть месяцев. Мы, в принципе, способны обучить и за четыре месяца, но возникает другая проблема: если раньше ученик должен был прийти на вождение 21 раз, то теперь — 35. В два-три месяца это не уложить, ведь люди еще и работают», — рассуждает Юрий Зорин.

Президент областной ассоциации автошкол и руководитель автошколы в Череповце Андрей Заводчиков уверен, что не все автошколы Череповца получат право преподавать по новым требованиям.

Когда череповчане узнали, что грядут перемены, многие решили «проскочить» еще по старым требованиям, поясняет Андрей Заводчиков. Поэтому в августе наборы были большие, и сейчас еще проходят обучение те, кто успел подать заявление до 11 августа. Именно это позволяет многим автошколам пока держаться на плаву.

Но гарантии, что все автошколы поведут себя порядочно и предупредят новых учеников об отсутствии лицензии на обучение по обновленной программе, нет. Может сложиться ситуация, когда клиенты таких автошкол, отучившись несколько месяцев за немалые деньги, просто не будут допущены к экзаменам в ГИБДД. При этом вернуть средства будет непросто: ведь образовательная услуга оказана в соответствии с заключенным договором.

«При поступлении в автошколу требуйте предоставить согласованную программу и заключение, которое дает право на дальнейшую образовательную деятельность. В противном случае не заключайте договор на обучение или требуйте незамедлительно вернуть денежные средства, потому что вы очень рискуете потерей времени и денег», — предупреждает Андрей Заводчиков, напоминая, что автошкола — это не табачный киоск или парикмахерская и выбирать ее только по принципу близости к дому нельзя.

И увеличение количества часов, и затраты на допоснащение отразятся на конечной стоимости обучения. По предварительным оценкам, она повысится как минимум на 20%. Владельцы автошкол повышения платы не отрицают, но опасаются, что число желающих получить водительское удостоверение уменьшится.

«Я считаю, что цена должна вырасти, и это связано не только с новыми правилами, но и с экономикой страны. Посмотрите, как подорожал бензин. Но если цена за обучение поднимется, то, конечно, спрос на занятия в автошколах упадет», — прогнозирует директор другой автошколы Александр Миловидов.

Многие предприниматели, впрочем, считают, что и повышение цен череповчан не отпугнет, ведь сегодня практически каждая семья в Череповце имеет автомобиль, а то и не один. Кроме того, с недавних пор запрещена самоподготовка водителей, которая в свое время пользовалась большим спросом.


Светлана Долгова