На базе Центра детского творчества в Череповце уже несколько лет работает очень популярный кружок робототехники

С нового учебного года в российских школах курс робототехники может войти в школьную программу предмета «Технология».

Об этом сообщил на Днях робототехники в Сочи министр образования России Дмитрий Ливанов. Министр пояснил, что новый курс будет включен в уже существующий, преподающийся с 5-го по 9-й класс.

В министерстве образования считают робототехнику важным направлением, которое позволит развивать межпредметные связи. Математика, физика, инженерия, проектирование, черчение — все это дети используют при проектировании роботов.

«Очень важно в рамках уроков технологии давать детям представления о современной техносфере, технологиях, которые есть, дать им возможность самим придумать, сконструировать. И робототехника дает для этого возможности. Не все станут в будущем инженерами, конструкторами, но у каждого должен быть шанс попробовать», — считает Дмитрий Ливанов.

В России есть целый ряд регионов, которые продвигают робототехнику в школьную программу и в систему дополнительного образования. В их числе и Череповец. На базе Центра детского творчества уже несколько лет существует очень популярный у подростков кружок робототехники. Второй год совместно с ЧГУ проводится «Игра роботов».

По словам начальника отдела общего и дополнительного образования управления образования Марии Барабановой, в рамках государственного образовательного стандарта уже с первого класса школьники занимаются техническим творчеством — конструируют элементарных роботов.

Курс роботехники в школе — это и повод отвлечь детей от компьютеров, научить их делать что-то своими руками, считают работники сферы образования. Введение нового курса в школьную программу сделает эту тему более популярной и доступной.

Естественно, на внедрение потребуется не один год: необходимо подготовить материальную базу, обучить педагогов. Хотя, по мнению Марии Барабановой, последнее не самое сложное, сложнее искать средства на покупку оборудования:

«Робототехника подразумевает покупку дорогостоящего оборудования. Чтобы купить его, образовательному учреждению необходимы денежные средства. Купить одного робота недостаточно, нужно покупать различные модели, необходимо программное обеспечение. Все это требует дополнительного финансирования».

Как рассказала cherinfo.ru завуч Центра детского творчества Наталья Седова, их кружковцы работают с комплектами роботов, стоимость которых составляет порядка 16—18 тысяч рублей. Кроме того, необходим компьютер с лицензионной программой. На одном компьютере, как правило, занимаются два ребенка, но робот, которого они собирают и программируют, у каждого свой.

Небольшого комплекта хватает на одно занятие: собрать, запрограммировать и разобрать. Более сложные модели иногда приходится собирать несколько недель. Модели роботов постоянно совершенствуются, и ребятам хочется попробовать что-то новенькое.

«Дети должны иметь базовые навыки по информатике, ведь они все-таки работают с программами, — поясняет Наталья Седова. — В принципе, все это доступно, не думаю, что наши ребята с этим не справятся. К нам ходят заниматься даже учащиеся начальных классов. Сейчас дети очень информационно подкованы, грамотнее родителей».

Курс робототехники, по мнению работников череповецкой системы образования, все-таки должен преподаваться в рамках дополнительных занятий. Не каждому дано разбираться в технике, не каждому это и нужно. Насаждать исключительно техническое направление — было бы неверной позицией.

Завуч образовательного центра № 11, преподаватель информатики Ольга Смирнова утверждает, что многие ее ученики хотели бы заниматься робототехникой. Однако у большинства интерес пропадет, когда это из увлечения перерастет в обязательный предмет школьной программы с определенными требованиями к знаниям. И страдать в первую очередь будут ребята с гуманитарным складом ума.

Немало и других вопросов: к какому предмету должен относиться новый курс, кто его будет преподавать, если все-таки он будет вестись в рамках уроков технологии.

«Вводить отдельный предмет не нужно, это точно. Если это будет в рамках урока труда, то этот предмет ведут учителя порой далекие от информатики. Они однозначно не готовы преподавать робототехнику. Это должны делать преподаватели информатики. И вот здесь начинается проблема: кому преподавать, как поделить нагрузку. Здесь больше пока вопросов, чем ответов», — делится сомнениями Ольга Смирнова.


Светлана Долгова