Накануне в школе № 17 прошла встреча, посвященная профориентационной работе в городе. За круглым столом встретились люди, непосредственно работающие в этой сфере, которые ежедневно помогают малышам, детям, подросткам и молодым людям определиться с будущей профессией.

Отправной точкой в профориентационной работе является детский сад, именно там дети получают базовые знания о профессиях, говорит начальник управления образования Череповца Наталья Стрижова:

«В школах работа ведется со всеми субъектами образовательного процесса: с педагогами, родителями, но больший акцент мы делаем на детей. С детьми проводится огромное количество мероприятий: просветительская работа, информационно-аналитическая, включающая знакомство с миром профессий, диагностические процедуры, которые выявляют склонности детей к той или иной специальности. Кроме того, это и практические мероприятия, во время которых дети могут почувствовать профессию, пощупать ее, понять, интересна ли она им. В рамках ресурсных центров тесно работаем с учреждениями среднего профессионального образования по реализации элективных курсов, работаем с высшими учебными заведениями. Мы заинтересованы, чтобы наши дети оставались в нашем городе».

Обсуждение деталей началось с детского сада — именно здесь дети узнают профессии. Узнают, как правило, через игры. И огромное значение имеет обогащение детской игры, уверена ведущий специалист отдела дошкольного образования управления образования Людмила Антипова:

«Игра — основной вид деятельности дошкольника, и в зависимости от того, какие будут созданы условия, дети смогут или не смогут постичь разные профессии, попробовать себя в той или иной».

На встрече был представлен опыт работы сразу нескольких детских садов и школ города. Учащиеся образовательного центра № 11 Маргарита Кобычева, Мария Малышева и Екатерина Белякова представили проект для подготовительных групп детских садов и начальной школы, посвященный профессиям. В нем в игровой интерактивной форме дети могут сами узнать много нового о мире профессий.

Также в ходе встречи прошел мастер-класс — все собравшиеся смогли порисовать (некоторые впервые за много лет), а затем пройти тест по выбору профессии.

Несколько тем для обдумывания собравшимся предложил мэр города Юрий Кузин. В системе образования, как и в системе оценок, есть некоторые перекосы: считается, что человек рабочей профессии по определению не может достичь самосовершенства, тогда как в других государствах люди, производящие добавленную стоимость, в обществе воспринимаются как творцы благополучия, отметил Юрий Кузин:

«Важно еще и то, что человек вкладывает в свою профессию трудолюбие, умение довести дело до конца. Человеку важно понимать, что он доставляет другим людям удовольствие, ему важно найти в своей профессии что-то, что бы его развивало. Где эти качества приобрести? Не в системе профориентации точно. В нашей системе часто доминирует меркантильный подход: сколько в той или иной профессии я буду зарабатывать, материальные мерила выходят на первый план».


Семен Мануйлов