В предстоящие выходные в Бабаевском районе Вологодской области группа поисковиков в составе 30—40 человек намерена попробовать достать останки летчиков из военного самолета Пе-2, который затонул в Тешемлевском болоте в годы Великой Отечественной войны.

В этом году к болоту пробили дорогу, опробовали оборудование для откачки воды и начали погружения. В их ходе достали стойку шасси самолета и один из радиаторов. Пе-2 упал носом вниз, поэтому кабина ушла глубже всего, до восьми метров.

Водолазам приходится выполнять работу на ощупь, рассказал cherinfo.ru руководитель Вологодского объединения поисковиков, председатель Вологодского отделения Российского военно-исторического общества Александр Метёлкин:

«Видимости там никакой, можно просто закрыть глаза и работать на ощупь. В жуткой смеси воды с маслом и взвешенным торфом плаваешь, как в сметане, каждое движение дается с трудом. У меня до сих пор все болит после двух дней погружений. Кроме того, существует определенная вероятность обрушения стенок, так что стараемся быть предельно осторожными».

Наступившие морозы поисковикам только на руку: болото замерзнет, будет легче откачивать воду и проще доехать до места, воронку затапливать будет меньше, а значит продвинуться можно будет глубже.

Как выяснили поисковики, утонувший самолет в 1943 году летел из Казани на фронт, над Бабаевским районом два самолета Пе-2 столкнулись и упали. Один из них нашли, а вот второй ушел глубоко в болото. Из погибших (в двух самолетах находились восемь человек) установили имена только двоих — Попова и Турчановского. Остальные ребята, шесть человек, которые окончили летное училище, буквально растворились в войне, говорит Александр Метёлкин:

«Из училища они выбыли, а на Волховский фронт не прилетели. Их личные дела, скорее всего, находились в одном из этих самолетов. Получается, что в потери их просто не заявили».

Пе-2 — советский пикирующий бомбардировщик, самый массовый в СССР. Во время Великой Отечественной он активно применялся на всех фронтах. На Пе-2 впервые в СССР было применено электрическое управление многими механизмами, из-за чего самолеты периодически загорались сами. В ходе боевых действий самолет зарекомендовал себя с лучшей стороны. Боевая нагрузка включала до 1000 килограммов разного типа бомб. Также на нем испытывались ракетные ускорители, использовались реактивные снаряды. Что интересно, боевой тактической единицей до конца войны в соединениях Пе-2 была тройка, тогда как вся остальная авиация перешла на пары.


Семен Мануйлов

Фото: histrf.ru