О куклах ручной работы народного мастера России, череповчанки Майи Сысоевой знают искусствоведы всего мира. Маленькая квартира на Боршодской — сегодня и жилье, и мастерская, и хранилище редких творений. О том, как развивается кукольный промысел, что в нем находят дети и взрослые и насколько традиционная вологодская кукла востребована в эпоху Барби, Винкс и Беби Бон, художница рассказала читателям cherinfo.ru.

— Вы в основном занимаетесь экспедиционными, аутентичными куклами. Что это значит?

— Это примитивные, потрепанные временем, «залюбленные» куклы. Сами по себе они немного страшные и не предназначены для продажи, ведь бабушки их делали еще будучи детьми — для себя, для игры, а не напоказ. Таких кукол иногда девушки брали с собой замуж, если, например, выходили в 14 лет.

— Почему традиционная кукла не имеет лица?

— Это классика. В старину считалось, что как только кукле вышивают или рисуют глаза, она оживает окончательно и может сглазить своего хозяина. Кукла имеет охранное, обережное значение. Воображение ребенка самостоятельно нарисует близкий ему образ. Раньше считалось, что чистое полотно — это новый мир, и у куклы без лица тоже своего рода новый, чистый, нейтральный мир, который защищает ребенка. Сейчас эта традиция уже потеряна. Я иногда вышиваю куклам лица, но считаю, что это не мой конек. Есть художники, у которых свой стиль лица. Когда мастер нашел свое лицо для куклы — это здорово. Но оно не должно отвлекать от общего образа, ведь лицом можно испортить куклу. А так как я пока не нашла лицо для куклы, то показываю костюм. Для меня важно, чтобы лицо еще и не закрывало этнографию, ведь через кукол детям передается традиционное воспитание.

— Говорят, куклы бывают для разных случаев жизни и каждая имеет свое значение…

— Это так. Если заглянуть в историю, то всегда были куклы обрядовые: на благополучную дорогу, на урожай, на похороны, на свадьбу. Потом эти куклы обязательно уничтожались, их приносили в жертву богам. Сейчас кукол жалко уничтожать, и обрядовые куклы превратились в сувенирные, они уже не несут той смысловой нагрузки. Сейчас люди не могут оценить куклу как цельный, самостоятельный образ. Я на фестивалях практически не продаю своих кукол, потому что мало кто их понимает — они ведь ни от чего не излечивают по-настоящему. Поэтому у меня покупают только коллекционеры и те, кто занимается на семинарах. Эти люди знают, что такие куклы неповторимы — каждая самобытна, имеет свой характер. Основной же массе людей, чтобы купить куклу, нужна еще какая-то сказка. Когда меня спрашивают, для какого случая ее брать, я всегда отвечаю: «Ни для какого. Бери да играй!»

— Традиционные куклы вообще востребованы?

— В магазинах такие куклы продать очень сложно, это не ходовой товар. У меня их обычно берут знакомые или покупают на семинарах в разных городах. Когда человек берет куклу от мастера, то это для него уже не игрушка, а своего рода образец, который может вдохновить на какие-то идеи. Например, вепсская кукла сделана в виде брошки, у нее руки-ноги — просто скрутка, закрепленная одной ниткой. Когда в Испании была выставка мастеров лоскутного шитья, то испанцы спонсировали именно мои работы, я тогда их за три минуты из заранее заготовленной ткани делала. У нас же иначе. На ярмарках можно наблюдать, как ребенок тянется к кукле, а мама говорит: «Ой, да я сама тебе таких кукол сделаю!». Естественно, не сделает.

— Как ведут себя родители и дети при покупке куклы?

— Бывает, самой маме хочется куклу, и она покупает ее, но ссылается на ребенка, будто оправдываясь. Хорошо, если ребенок сам хочет куклу, но часто он хочет не ту, что выбрала мама. У нас родители, к сожалению, не всегда умеют чувствовать интересы детей. А ведь ребенок — личность, и если у него душа легла к кукле, он с ней диалог установил, то он ей будет играть. Нужно понимать: ребенком «командуют» все, а он может «командовать» только куклой. Это его личное, и очень здорово, если у него есть любимая игрушка. Помню случай в Сергиевом Посаде на фестивале: дочка просит маму купить куклу, а мама начинает мучить ребенка вопросами: зачем тебе эта кукла, как ты будешь с ней играть? Так вырабатывается только отвращение к кукле.

— В каком возрасте вы сами начали профессионально «играть» в куклы?

— Я пришла к куклам уже в зрелом возрасте, в начале 90-х годов, когда работала в студии «Феникс», занималась росписью. До этого у меня была склонность к рисованию, работала на заводе художником-оформителем. Отец был творческим человеком, он передал мне это по наследству. По сути, куклы — это мое хобби, которое превратилось в профессию и занимает практически все свободное время. Я не просто занимаюсь изготовлением куклы, а изучаю ее историю, участвую в выставках.

— У вас есть любимые куклы?

— Да, они лежат в специальной коробочке, это одни из самых первых. Они уже очень старые, затертые. Многие мои куклы доработаны, потому что они не игровые, а выставочные. Они должны иметь объем, держаться вертикально.

— Что, на ваш взгляд, самое важное в изготовлении куклы?

— В изготовлении традиционной куклы очень важно обладать чувством цвета и пропорции. Когда пропорции не нарушены, кукла считывается отлично, то же касается и цвета. Когда я смотрю на старинные куклы, то отмечаю, что они простые, потому что в традиции кукол делали дети, у них было раскрепощенное мышление. Они не задумывались, как это будет, им не нужно было ни перед кем отчитываться. Они делали кукол для себя и для игры. Тряпочки подбирали по душе. Когда я даю мастер-классы, то прошу тщательно подбирать ткани и сохранять пропорции. Тогда и сказок про куклу не нужно будет сочинять — и так хороша.

— А как подбираете ткани?

— С этим трудно. Чем меньше куколка, тем тщательнее нужно подбирать цвет ткани. У меня есть коллекция кукол из американских тканей, их я закупала с Новосибирске, потому что в Москве это безумно дорого. Эти ткани очень хорошо сочетаются с этнографией. У нас осталось мало этнографических тканей, так что приходится закупать их в Москве. Что-то мне дарят мастера ткацкого дела.

— Сколько времени уходит на изготовление куклы?

— Образ куклы может складываться долго. Можешь думать неделю-две-три, а сделать ее в охотку за час-два. Это очень творческий, непредсказуемый процесс. И его трудно объяснить. Если сувенирные варианты, то все быстрее — они ведь практически штамповочные.

— Череповецкие дети тянутся к изготовлению кукол?

— Когда у меня была своя мастерская, туда приходили по договоренности на мастер-классы ребята из школ. Есть специально разработанные куклы для обучающих целей, не очень сложные в изготовлении. К сожалению, дети сейчас немного «безрукие» — второй класс, а завязывать в большинстве своем ничего не умеют. Сейчас ведь все на липах и кнопках. Дети все время ждут помощи и подсказки, с готовностью отдают заготовку мне и просто смотрят. Я все думаю, почему же их лишили инициативы дома, почему им ничего не интересно? Наверное, это специфика времени. Правда, меня очень порадовали девочки из женской гимназии. Мы делали экспедиционную куколку. Я была приятно удивлена: с ними по-настоящему интересно работать, много инициативных. Но если работать с детьми, то нужно выбирать именно это направление, вкладываться в рекламу. А у меня разъезды, фестивали. Скажу так: мне интереснее работать со взрослыми, со специалистами.

— Есть ли перспективы у вашего ремесла в Череповце?

— Как я уже говорила, у меня была собственная мастерская, где я проводила мастер-классы, в том числе и для детей. Но ее пришлось закрыть — не потянула аренду. Теперь вот работаю на дому, езжу на фестивали, в том числе и за границу, где народное творчество очень востребовано. Конечно, мне хочется, чтобы оно развивалось и в Череповце. Когда-то я работала в Музее природы и в усадьбе Гальских. Мне очень хочется работать с музеями. Как художник, я с удовольствием предоставила бы выставку, но если бы при этом можно было и продавать куклы. Ведь в ремесленных лавках такие вещи, как правило, остаются незамеченными, мало кто заинтересуется традиционной куклой, не зная ее истории и предназначения. А после экскурсии работы мастера покупают совершенно с другим пониманием. Речь еще и о том, чтобы народный промысел развивался в одном русле с туризмом. Думаю, что с такой подачи вологодская кукла была бы востребована и не только в Череповце.


Светлана Долгова