Экс-начальник управления культуры Леонид Лавров три месяца назад возглавил Камерный театр, который первым из городских театров открыл сезон 1 сентября, а 17-го числа представит первую премьеру. Новый директор Камерного рассказал читателям cherinfo.ru, каким будет театральный сезон, куда труппа отправится на гастроли и кого примет на своей сцене, а также поведал о том, что за директорскими заботами не забывает и о творческой деятельности.

— Каким будет наступивший сезон в Камерном театре?

— Думаю, он будет стабильнее, чем прошлый. Мы обожглись на том, что даже из-за кратковременной потери артиста, по болезни или иным причинам, из репертуара «вываливается» множество спектаклей. А если артист попал в больницу и отсутствует значительное время, зрители начинают задавать вопросы: где тот спектакль, где этот? Это происходит оттого, что в труппе 19 актеров, этого мало для репертуарного театра. Необходим дубляж, то есть артисты, которые могут в случае болезни коллеги занять его место и параллельно готовить новый материал. Мы взяли в этом сезоне трех новых актеров. Наша задача на этот сезон — взять еще как минимум троих.

— Но премьеры в этом сезоне все же будут?

— Разумеется. В этом году финансовая ситуация в городе довольно жесткая, и если раньше давались средства на новые постановки, то сейчас театр должен зарабатывать на них самостоятельно. Вместе с тем, мы находимся в ситуации дорожной карты, когда и заработную плату сотрудников нужно поддерживать на достойном уровне. Но все же премьеры будут. 17 сентября выйдет комедия «Хэллоуин для россиянцев». Спектакль был готов еще за 20 дней до премьеры и сейчас дозревает, как хорошее вино. В марте выпустим пьесу Александра Островского «Светит, да не греет». Над ней работает наш главный режиссер Татьяна Макарова, которая давно не ставила полномасштабные вещи. Она уже поведала, какой видит сценографию, очень интересное решение. Если театр за осенний и зимний период заработает какие-то деньги, возможно, удастся поставить и еще один спектакль. В этом случае, возможно, будет приглашенный режиссер. Три-четыре премьеры в год — это тот минимум, который необходим, чтобы театр оставался на плаву. Раньше мы говорили о том, что в рабочем репертуаре театра должно быть 20 спектаклей, сейчас убежден, что нужно не менее 24—26 постановок. Тогда мы сможем не частить, и афиша будет интересная. Кроме того, мы возвращаем часть старых спектаклей…

— О каких постановках идет речь?

— Вернутся «Васса», «Дядюшкин сон», «Очень простая история», водевильный спектакль, составленный из трех новелл. Думаю, эти названия известны зрителям. Спектакли сходят со сцены по разным причинам. Например, мы возвращаем два детских спектакля — «Снежная королева» и «Черная курица». Когда они ставились, в них играли наши студийцы. Ребята выросли, и спектакли ушли. Сейчас мы возобновляем их в новой постановке и с новыми артистами. Некоторые из спектаклей будут выглядеть совершенно по-новому.

— Вы упомянули о трех новых артистах. Все они приехали из театральных центров. Что привлекает иногородних актеров? Иными словами, что может предложить Камерный театр?

— В России есть крупные элитные театры, которые выплачивают большие зарплаты и выезжают на международные фестивали. Но большинство театров в финансовом плане существуют приблизительно на одном уровне. И, уверяю вас, по уровню заработной платы мы выглядим поприличнее многих. Кроме того, мы имеем возможность предоставлять актерам служебное жилье. Это серьезный стимул для приезжего, согласитесь. Также немаловажное значение имеет атмосфера, которая сложилась в Камерном театре. Творческая, домашняя, семейная, она заметна сразу и всем, кто в нее попадает, очень нравится. Наши молодые артисты, которые учатся в театральном вузе, рассказывают там о том, как мы живем и как проходят репетиции, и все очень удивляются тому, что нет дрязг вокруг дележа ролей, интриг и подковерной борьбы.

— В прошлом сезоне у Камерного театра сложилась практика обменных гастролей. Она продолжится?

— Ведем переговоры с рыбинским драмтеатром. Планировали провести обменные гастроли в октябре, но у рыбинцев изменились планы, и гастроли откладываются на время. Ждем на нашей сцене вологодские театры — камерный и Театр для детей и молодежи. И мы, вероятнее всего, отправимся на гастроли в Вологду. Есть еще два-три театра, с которыми мы также ведем диалог.

— Среди них есть театры из Москвы и Санкт-Петербурга?

— Нет. Мы ведь тоже должны быть чем-то интересны для них. Если у нас появится спектакль, претендующий на «Золотую маску», можно говорить и о гастролях в столицах. В нашей афише много хороших постановок, но пока нет спектакля, которым мы могли бы удивить искушенную московскую или петербургскую публику. Но я надеюсь, он будет, ждем, как «Хэллоуин для россиянцев» пойдет.

— Какие спектакли сегодня собирают больше всего зрителей?

— Хорошо зарабатывают сегодня комедии, в частности комедии положений. Также большой коммерческий потенциал у мюзиклов, хорошо идут детские спектакли. В Череповце в последние годы все заметнее тенденция, когда родители вкладывают деньги в детей, в их эстетическое развитие. Очень радует меня и другой процесс: в театр начинают поступать предложения от бизнесменов, руководителей и других горожан относительно бронирования билетов. Зачитаю последнее: «Прошу забронировать билеты в количестве четырех штук на все спектакли, постановки и концерты Камерного театра и приглашенных коллективов. Своевременную оплату гарантирую». Я верю, что у нас может возникнуть традиция, когда театр ассоциируется с престижем и элитностью, как было в XIX веке. Человек приходит в театр, где у него есть свое постоянное именное место. Будет и театральный абонемент. Вообще, считаю, нашему театральному менеджменту нужны перемены, и они будут. Хотелось бы, чтобы афиша была разнообразной, насыщенной, яркой. Чтобы она привлекала зрителей.

— В последний день сентября на сцене Камерного пройдет премьера спектакля-концерта «Медный всадник», в котором вы выступаете в роли чтеца. Став директором театра, вы будете чаще выходить на сцену или реже? Какие личные творческие планы?

— Думаю, чаще, даже уверен в этом. На прежнем посту я репетировал и выходил на сцену в свободное от основной работы время, притом бесплатно. А сейчас моя творческая деятельность — это часть моей директорской работы. С точки зрения рабочего графика готовить программы стало проще, и для актерского тренинга это полезно. Думаю, через год сделаю сольный спектакль-концерт. Он будет чтецкий, но с музыкальным сопровождением. Хочу почитать прозу, наверное, это будут короткие новеллы.

Иван Егоров