2016 год объявлен в Череповце годом Монтессори-педагогики. В ЧГУ пройдут Монтессори-чтения, состоится цикл семинаров для родителей и студентов. До конца апреля в музее госуниверситета работает выставка, посвященная системе Марии Монтессори.

Педагогика Монтессори строится на максимальной свободе и индивидуальном подходе к детям. Девиз программы — «Помоги мне это сделать самому». Мария Монтессори считала, что для развития детей все уже придумала природа: ребенок сам решает, чем ему заниматься — чтением, математикой, рисованием, географией или лепкой. Воспитатель выступает в роли наблюдателя и лишь создает условия для занятий.

Журналист cherinfo.ru побывал в детском саду, где реализуется программа Монтессори, пообщался с довольными и недовольными результатом родителями и попытался понять, что дают и чего не дают занятия по системе Монтессори.

20 лет назад внедрять систему Монтессори начали в детском саду № 53 (сейчас № 86). Сотрудники сада Ольга Кожевникова и Наталия Петрова предварительно прошли стажировку в Голландии. Сейчас здесь работают шесть специальных групп, включая группу кратковременного пребывания.

Рабочие комнаты разделены на несколько тематических зон. Например, в сенсорной зоне дети работают с крупами, водой, глиной. В языковой зоне ребенку помогут выучить алфавит, слоги, научиться читать и писать. Все группы разновозрастные — от трех до семи лет. Дети учатся друг у друга, старшие выступают наставниками и примером.

В отличие от традиционных дошкольных программ, где количество игрушек и пособий рассчитано на количество детей, обучающие материалы Монтессори представлены в единственном экземпляре. Такой принцип вырабатывает у детей терпение, умение ждать, договариваться и возвращать пособие на место. Это жесткое правило. В Монтессори-материалах заложен контроль ошибок, что позволяет ребенку самостоятельно увидеть проблему и решить ее без помощи взрослого.

«В каждой группе порядка 400 материалов Монтессори. Если каждый ребенок не вернет их на место, будет хаос. Есть четкое правило: взял, поработал, вернул на место. Другой ребенок ждет, когда материал вернется на полку, с чужого стола взять нельзя. У каждого свое рабочее место. Это может быть стол или, например, коврик. Но никто к этому коврику не подходит и ничего не трогает. Дети говорят спокойно, не кричат, чтобы не мешать друг другу. Это тоже правило. Свобода может быть реализована только в том случае, если введены определенные правила. Если мы детям позволим делать все, что они хотят, будет хаос», — поясняет старший воспитатель детского сада № 86 Наталия Петрова.

В 2001 году в саду открыли первую группу кратковременного пребывания детей «Вместе с мамой». Дети приходят на занятия дважды в неделю на полтора часа.

«Работаем в основном с мамой: показываем, обучаем, затем она работает с малышом, — объясняет воспитатель группы кратковременного пребывания детского сада № 86 Наталья Кокоулина. — Это в основном социализация, умение общаться в коллективе, делиться, понимать друг друга. Воспитываем чувство эмпатии у ребенка. Творчество — тоже обязательная часть: лепка, аппликация, конструирование из бумаги. В завершение — двигательная часть».

Выпускники садов Монтессори умеют читать, писать, считать, знакомы с правилами, могут довести работу до конца, сделать выбор и обосновать его. Дети становятся самостоятельнее, проявляют интерес к познанию и исследованию, говорят педагоги и родители.

«Сын разбирается во многих математических понятиях, у него грамотная речь. В системе Монтессори есть жесткие правила, и эти правила необходимо внести в обыденную жизнь семьи. Вседозволенности там нет. У Монтессори свобода — не вседозволенность, а защита права ребенка на индивидуальность. У сына не было трудностей в школе. Он ходит в первый класс, один из самых дисциплинированных учеников. Многое успевает помимо школы: ходит в школу скаутов, на футбол, на скалодром, — рассказала cherinfo.ru Наталья Козырева, мама двоих детей. — Если проникнуться системой и дома вести себя с ребенком по тем же принципам, трудностей не будет».

Но есть и противоположные точки зрения. О недостатках программы Монтессори говорит мама двоих детей, журналист информагентства «Череповец» Наталья Харзина:

«Когда старшему сыну исполнилось десять месяцев, мы попробовали систему Монтессори. Сходили на занятие в группу кратковременного пребывания. Ребенка занятие не заинтересовало, он немного замкнутый, серьезный, ему нужно общение. А тут — педагог в стороне, сын должен тянуться за взрослыми детьми. Вернулись в Монтессори-группу через год, но опять ребенку было не интересно. Меня смутило, что практически не используется живая речь в общении, нет сюжетно-ролевых и подвижных игр, развитие идет только за счет дидактических материалов, направленных на развитие интеллекта и практических навыков, не развивают творческие способности. Еще одна проблема — после демократичной системы Монтессори детям трудно привыкнуть к дисциплине в школе. Знаю, были случаи, когда посреди урока ребенок вставал и говорил, что сейчас не хочет заниматься математикой».

Действительно, подтверждают педагоги, Мария Монтессори недооценивала значение игры в развитии ребенка, не использовала в работе сказки, считая их уходом от реальности.

Однако в Череповце система Монтессори реализуется не в чистом виде, она адаптирована к новым условиям, пояснила Ольга Цветкова, заведующая детским садом № 109, который является еще одной площадкой программы.

«Программы, которые реализуются в Череповце, новые, построены в соответствии с образовательным стандартом. Параллельно реализуются программы по развитию речи, отдельно проводятся занятия на расширение словарного запаса. Педагоги разработали материалы для индивидуальной работы с детьми, которых не было у Монтессори, но они созданы по ее принципам», — рассказала Ольга Цветкова.

Разновозрастные группы по программе Монтессори открыты сегодня в шести детских садах Череповца. Систему используют также в центрах «Преодоление», «Росток» и «Наши дети».

«Управление образования поддерживает это направление. Мы изучали мнение родителей, и эта программа дает хорошие результаты. Но результат обеспечивает не только программа, но и воспитатели, которые реализуют ее», — считает начальник отдела дошкольного образования управления образования Череповца Ирина Любимова.


Валентина Бушманова