Череповчанин Иван Калашников — известный по всей стране изобретатель мини-байков, собирающий их в небольшом гараже в Зашекснинском районе, — рассказал cherinfo.ru о конструкции маленьких мотоциклов, их покупателях и о том, где и с какой скоростью можно покататься на этой необычной технике.

— Иван, с чего началось ваше увлечение мини-байками?

— Мини-байк — это американские мысли, тенденции. Посмотрел видео, мне понравилось. Для вдохновения было много американских гаражников. У них подсмотрел, как выбирать колеса, мотор. А рамы уже сам гнул, как мне нужно. Любовь к технике у меня проявилась лет с двенадцати, когда начал кататься на мопедах.

— В мастерской много станков, специального оборудования. Детали изготавливаете сам?

— Это все очень давно куплено, лет шесть-семь назад. Я покупал все для заработка, тогда еще байками не занимался. У меня техническое образование. Я, например, делаю центробежное сцепление. Его серийно выпускает только Тольятти. Ну, и я делаю. Делаю ступицы, гну раму. Покупаю только то, что не сделать самому — мотор, колеса, тормоза, примерно 40% от всех запчастей. Иначе это было бы очень затратно.

— Сколько времени уходит на изготовление одного мини-байка?

— Минимум неделя. Это если днями не выходить из гаража. Все зависит от основной работы, от наличия запчастей. Я делаю для себя. Иногда занимаюсь от часа до четырех в день, иногда все выходные. Модели всегда разные, фантазирую. Только один байк уже практически серийный, его часто делаю на заказ. Главное, чтобы запчасти были. Сейчас, в принципе, с этим нет проблем — плати деньги, а купить можно все.

— Чем различаются ваши модели? У них есть названия?

— Отличаются и по дизайну, и по техническим характеристикам. Байк весит от 20 до 60 килограммов. Самая тяжелая часть — колеса. Ставлю колеса от карта, так как они облегчают конструкцию, а по надежности не уступают автомобильным. Без тюнинга максимальная скорость одного из байков до 95 километров в час. Правда, он был чуть длиннее остальных, «Джигурда» называется. Есть модели «Пивной ящик», «Сталкер». Особо над названиями не задумывался.

— Помните свою первую модель?

— Конечно. На то она и первая! Делал три месяца, долго подбирал оптимальную конструкцию рамы и расположение основных узлов мини-байка. Кстати, ушла она по себестоимости, потому что потребовались деньги на новый проект. За четыре года я собрал порядка 20 моделей. Некоторые можно считать уже серийными.

— Все ваши модели маленькие. Нет желания замахнуться на что-то большее?

— Нет, в гараже места мало для больших моделей. Негде их хранить.

— Куда потом расходятся байки?

— Как правило, в конце летнего мотосезона я свои модели продаю. Меня знают все российские мини-байкеры. Продаю через «ВКонтакте», на YouTube у меня уже почти три тысячи подписчиков. Я туда выкладываю видео, люди интересуются, задают вопросы, кто-то покупает готовое, другие делают заказ на конкретную модель. Выходит практически по себестоимости. Например, я затратил на его изготовление 30—50 тысяч рублей. Пробую продать тысяч за 70, но если нужны деньги на новый проект, то могу отдать и по себестоимости.

— В Череповце есть любители такой техники?

— Практически нет. Для Череповца это вообще неактуально. По сравнению с зарубежьем, в нашей стране эта тема еще не получила распространения. Возможно, недостаточно рекламы. Все мои покупатели из других городов. Многим кажется это дорого — проще купить скутер за 30 тысяч рублей. А для меня эта техника — способ снять стресс. Покатался, настроение поднялось. Я получаю удовольствие даже от того, что собираю байки.

— По сути, такие байки — это развлечение. Они ведь не предназначены для передвижения?

— Да, поставить на учет в ГИБДД их нельзя, и для езды по городу они не предусмотрены. Слишком маленькие, легко переехать на любой машине. Я об этом всех предупреждаю. Детям на таком транспорте также ездить нужно с осторожностью, только после 16 лет с категорией «М». У нас в городе нет подходящего трека, где можно было бы покататься вволю. Разве что договориться на картодроме. Лучше кататься за городом. Есть модели, на которых можно кататься вместе с детьми. Я стараюсь предусмотреть вес с запасом прочности. Любую конструкцию можно усилить. Вот и получается, что берут их в основном любители, фанаты и те, у кого есть загородные дома.

— Сын еще не разделяет ваших увлечений?

— Пока нет, ему только четыре года. Пока катается только со мной, сам боится. Местная ребятня приходит, катаются на байке. Но даю только один, у него скорость до 20 километров в час. На остальных опасно, они значительно мощнее. А для детей я выставляю газ минимальный.

— У вас есть уже фирменный знак? Клеймите свои байки?

— Собираюсь, но пока лейбла еще нет. Думаю, будет LexaFedot. Клеймо на запчасти практически готово.


Светлана Долгова