Из натуральной кожи шьют не только куртки, юбки и брюки, но и цветы, кошельки, сумки. Изделия ручной работы пользуются спросом, однако изготовить их могут немногие. О том, как работать с кожей и находить подход к заказчикам авторских украшений, cherinfo.ru рассказала мастер Наталья Труфанова.

— Наталья, как вам пришла идея мастерить изделия из кожи?

— Абсолютно случайно. Я не умею рисовать, у меня нет художественного образования. Я банковский работник, а сейчас нахожусь в декретном отпуске. Получилось, что я из одного декрета пошла в следующий. Дома я уже пять лет. Два года назад моя подруга переехала в Вологду и оставила в наследство много разной фурнитуры. Подруга занималась слингобусами (аксессуар и специальная детская игрушка. — cherinfo). Я начала со сборки простейших украшений. Стало получаться, и интерес пропал. Но нашлись единомышленницы, и мы заказали разноцветную кожу. Начали делать цветы. Через полгода решила попробовать более сложные изделия — сумки.

— Начинать было сложно?

— Не просто. Я начинала с цветов из шелка. Специально брала мастер-класс. Но когда попробовала работать с кожей, то уже к шелку не вернулась. Нравится фактура кожи, она теплая, приятная. Начала с цветочков. Для профессионального изготовления вещей из кожи нужно ведь специальное оборудование.

— Как учились создавать цветы из кожи?

— Сначала я покупала японские книги. Но они без перевода. Понять технологию без знания языка сложно, картинки не сильно помогают. Тогда я стала брать мастер-классы по «Скайпу». Мы один на один с мастером делали цветы. Иногда сеансы длились по девять часов. Потом я съездила на мастер-класс в Москву. Там научилось оплетать камни кожей.

— Как используют эти цветы?

— Как броши, на одежде, на сумках, на шляпках, на обуви. Например, прикрепил такую брошь на обычные черные туфли, и они приобретают совсем другой вид. Кто-то заказывает броши под конкретное платье.

— А выкройки сами делаете?

— Для цветов беру готовые выкройки. Есть мастера, которые разбирают живой цветок по лепесткам, потом переводят все на бумагу, делают выкройки. У хризантемы порядка 150 мелких лепестков. Делаю портупеи, сейчас они вошли в моду. Обычно они из ремешков, а тут клиентка увлекается танцами гоу-гоу, ей нужно что-то экстравагантное — захотела крылья. Они будут на спине. Вырезается все специальными ножами, очень острыми. Портупею я подсмотрела в Интернете, но у меня работа не похожа на ту, так как у каждого мастера свой стиль.

— А свои изделия повторить можете?

Нет. Не могу объяснить, почему. Мы не раз с клиентами пытались. Могу повторить цветовую гамму. Но вещь все равно получается со своей изюминкой. Серединку из бисера в точности повторить невозможно.

— С материалами как? Легко ли достать?

— Кожу заказываю в Интернете или покупаю в Питере. Шкуры использую всякие: овечьи, свиные… Из свиной кожи сумки хорошие, их век не переносить. Шкурка на 40—50 дециметров обходится в полторы-две тысячи рублей. Из такого куска может получиться одна небольшая сумка, причем с ручкой не из кожи. Бисер я использую чешский.

— Какое оборудование используете?

— Швейная машинка — моя гордость. Это японская профессиональная машинка для тяжелых и средних тканей. Она недешевая, около 30 тысяч рублей. Такие машинки используют в ателье. Те, кто шьют сумки, имеют две машинки минимум.

— Вы создаете достаточно сложные по дизайну сумки. Где набирались опыта?

— Ездила в Питер на курсы по пошиву из кожи. В прошлом декабре ездила в Москву в университет технологии и дизайна, где есть международная школа дизайна, курс авторской сумки. Около двух месяцев там училась собирать сумки (сумки собирают, а не шьют), саквояжи, сама строила выкройки. Это неоценимый опыт. Следующий блок этих курсов — пошив обуви, а третий — стажировка в Италии на фабрике по изготовлению сумок какого-либо модного бренда.

— Чем сейчас радуете клиентов?

— Собираю сумки разной сложности, клатчи, рюкзаки, саквояжи с открывающимися деталями. Клепочки, магнитные кнопочки, молнии, колечки, всевозможные детали декора — все это на моих сумках есть. Итальянскую фурнитуру, которая не темнеет, не портится и не гнется, заказываю в Москве. Первое время заказывала детали попроще, но если сумка из хорошей кожи, то и фурнитура должна быть соответствующей. Делаю кошельки.

— Сколько времени уходит на создание изделий?

— На сборку кошелька уходит до двух дней. На изготовление одной сумки — три полноценных рабочих дня, если все в наличии. Иногда специально заказываю кожу под клиента. У меня есть каталоги, клиент выбирает понравившееся, и мы заказываем. В этом случае срок может увеличиться до пяти дней. Цветок быстрее делается. Разноцветные цветы можно собрать за день.

— А на семью остается время?

— У меня все, как у всех: рабочая пятидневка и два выходных дня. Прикрываю лавочку в шесть вечера, когда дети из садика приходят. Был период, когда работала по ночам, не высыпалась. Потом решила — все!

— Клиенты часто капризничают?

— Люди все разные, к каждому нужно подстроиться. У меня есть постоянная клиентка, которая заказывает кабошоны — натуральные камни в кожаной оплетке на кожаном ремешке. Женщина замечательная, но у нас настолько разное цветовосприятие! Вот это для меня темно-синий, а для нее — черный. Это голубой, а у нее — серый. В этом сезоне, кстати, очень модный цвет — «пепельная роза». И вот она у всех тоже разная.

— А конечный результат как клиент может представить?

— Научилась рисовать. Часто клиент показывает старую сумку и говорит, что хочет такую же. Бывает, берут фото в Интернете. Тогда я мысленно разбираю ее по деталям, с размерами и припусками, карманами, а потом делаю выкройку из бумаги. Затем делаю макет сумки на нетканом материале со всеми пропорциями. Важно просчитать каждый шов, так как на коже ошибки недопустимы. Только потом крою на шкуре. Правило «семь раз отмерь, один раз отрежь» здесь работает по полной.

— Бывало, что клиенты отказывались от готового изделия?

— Отказов ни разу не было. Недавно была другая ситуация. Я делала сумку под ноутбук. Заказ был из Питера. Девушка мужу-программисту заказала на день рождения. Попросила сделать сумку через плечо с ремешком, а на крышке — бегущая лошадь. У меня есть знакомая, которая мои изделия расписывает акриловыми красками. Рисунки ноские, не стираются. Так вот, имениннику подарок не очень понравился. Мне кажется, жена немного не поняла вкус, чего хотел супруг. Но сегодня она мне написала, что муж передумал и теперь доволен сумкой.

— У вас много конкурентов в городе?

— У нас достаточно людей, занимающихся кожей, но мы не конкуренты. У каждого своя клиентура, свой дизайн. Кто-то занимается только цветами, кто-то делает сумки и одежду. Я создаю авторские вещи, единичные. Есть уже постоянные клиенты, появляются новые.

— Не планируете расширять производство?

— Есть желающие работать со мной. Но я даже одного человека не могу взять — машинка-то одна. Мечта — найти маленькое помещение под мастерскую. Но это палка о двух концах. Дома я работаю, когда удобно. А ателье — это полный рабочий день.


Людмила Макарова