В экспозиции представлены 16 моделей судов, которые изготовил морской офицер, капитан второго ранга в отставке Сергей Лушкин.

Это карбасы, боты, барки, каюки, павозки, галиоты, линейный корабль, бриг. Большинство оригиналов судов строились мастерами из Вологодской области. Малые суда делали на Вологодчине и использовали на реках и озерах, крупные создавали в Санкт-Петербурге, Архангельске.

Модели судов Сергей Лушкин делает дома на самодельных станках: распиливает древесину разных пород, гнет ее, вьет такелаж из нитей.

«Существовал регламент: прежде чем строить корабль, мастер предоставлял полумодель, которую обсуждали в министерстве, а затем давали разрешение на строительство, — рассказал cherinfo.ru Сергей Лушкин. — Мастер должен был предоставить модель в масштабе не менее чем 1:48. Полумодель помогает понять мастеру, что он будет делать и как. Сейчас я строю еще одну модель — это пинк (плоскодонное парусное судно. — cherinfo) «Вологда». Чертеж понятен, а вот надстройки и остальных деталей в музеях нет, и я пытаюсь восстановить исторический облик судна, списываюсь с музеями».

Последнюю модель — гекбот с полным парусным вооружением — мастер делал около четырех лет. Судно восстанавливал по очень старым чертежам:

«Чертежу 300 лет. Делали судно вологодские мастера, имена которых не сохранились. Даже название судна различить на чертеже не удалось — очень ветхая бумага, с трудом удалось обводы снять и шпангоутную сетку. Таких кораблей построено всего один или два. По назначению это вспомогательное судно, но на нем стояли 34 пушки, размер был, как у фрегата».

Выставка «Паруса России» будет работать в краеведческом музее до конца августа.


Семен Мануйлов