Кастомизация (создание продукта под конкретного потребителя) обуви и одежды — модная тенденция, которая развивается в столичных городах. Люди устали от масс-маркета и стремятся выглядеть «не как все». Настроение времени уловил художник из Череповца Сергей «Stereo Boogie», который уже два года работает в московской студии дизайна, превращая обувь, сумки и куртки в произведения искусства. Сколько времени уходит на роспись пары кроссовок и насколько долговечна такая обувь, Сергей рассказал cherinfo.ru.

— Сергей, как пришла идея открыть в Москве студию дизайна обуви?

— Это идея моей хорошей знакомой Гали Писталетки. Мы встретились в Москве на выставке моих картин, и она предложила сотрудничать. Решили сделать что-то интересное на обуви. Организацией занимается Галя, а я работаю художником. Мы расписываем кроссовки, тимберленды, слипоны, актуальны и женские туфли. Например, не так давно сделали желтые туфли с пчелами и элементами поп-арта. Сейчас спектр расширился: расписываем сумки и кожаные куртки. Наши клиенты — это в основном платежеспособная молодежь.

— Что хотят видеть клиенты? Приходят с готовой идеей, или вы предлагаете свой дизайн?

— Клиенты приходят со своими идеями, картинками, которые мы с радостью переносим на обувь или на куртки, или объясняют, что им нравится. Кто-то хочет кроссовки с изображением героев комиксов Marvel, например с Бэтменом. Был клиент, который захотел волка на белых ботинках. Вообще, очень много необычных заказов. На Новый год, к примеру, два брата-близнеца нарисовали кроссовки своей мечты и заказали их Деду Морозу. Я создавал обувь по детскому эскизу, где в основном фигурировали абстрактные персонажи. Все получилось. Если нет готовой картинки, я разрабатываю макет и дизайн, отрисовываю эскиз, дальше согласовываем с заказчиком. А на куртки, например, заказывают надписи, изображение рыб… Если говорить о цветовой гамме, о каких-то трендах, то в прошлом году популярны были «мятные» кроссовки, обувь ярких неоновых цветов. Мы выкрашивали обувь в один цвет и делали принты в этих цветах. В этом году популярен поп-арт. Я пишу картины в таком стиле, поэтому делаю и свои принты на обуви. У меня на обуви, например, мой абстрактный портрет Моники Белуччи с белыми волосами.

— Насколько долговечны дизайнерские кроссовки? Не сойдет ли краска после дождя?

— Краска держится долго, она не слезает, не смывается, если, конечно, не будет механических повреждений на обуви. Используются специальные технологии для ее закрепления, да и краску используем специализированную, предназначенную для росписи обуви, изделий из кожи. Это американские материалы, в России аналогов нет. Изначально мы много экспериментировали. Сначала не все получалось. Были старенькие пробные ботинки, кроссовки, мы на них пробовали варианты технологии. Клиентскую обувь мы, естественно, не портили. Со временем все наработалось.

— Конкурентов много в таком бизнесе?

— Как таковых студий дизайна нет, есть люди, которые для себя заказывают краски и занимаются дизайном дома, выкрашивают детали. Вообще, у кастомизации есть будущее, если брать столичные города. Сейчас люди не хотят ходить даже в очень дорогой, но одинаковой обуви или с одинаковыми сумками. А тут они делают для себя эксклюзивную вещь, выделяются из толпы. Что касается провинции, то в небольшие города кастомизация будет очень долго добираться. Мне кажется, лет пять еще как минимум. Не думаю, что люди в провинции будут щеголять в эксклюзивной обуви, только единицы, те, у кого дела идут хорошо. Ведь и в Москве основная масса не может позволить или не хочет дизайнерскую обувь. Многие еще не готовы за туфли стоимостью в пять-десять тысяч заплатить плюсом еще около восьми тысяч за эксклюзивный дизайн. Стоимость росписи кроссовок или тимберлендов зависит от дизайна, минимальный обойдется в две тысячи рублей. Если изображаем какие-то логотипы, инициалы, то на работу уходит всего два-четыре часа, а если какая-то серьезная роспись, то от двух-трех дней до недели.

— Вы сказали, что пишете картины в стиле поп-арт. Как выбрали стиль?

— Поп-арт начался для меня, как и для многих, с творчества Энди Уорхола. Делая первые профессиональные шаги, ориентировался на творчество таких уличных художников, как испанец Ариз, Тристан Итон, Эрик Джонс, Сандра Чевре, Бен Фрост. Но я все время экспериментирую, соединяю уже приевшуюся технику с элементами стрит-арта, полигональной графикой, геометрией и элементами прошлого. То есть добавляю в свои работы различные фактурные элементы: кассетные и видеопленки, виниловые пластинки. Получается коллаж, который можно даже потрогать. В этих экспериментах я ищу то, что мне близко. И все работы отличаются.

— У вас есть профессиональное образование или вы художник-самоучка?

— Рисовал с раннего детства, но, знаете, у меня было такое беззаботное счастливое детство, без обучения в художественной школе. Я был далек от этих основ. В 2009 году окончил худграф Череповецкого госуниверситета. После писал портреты на заказ, пробовал себя в далеких от искусства специальностях, но душа все же больше лежит к творчеству.

— А что пишете сейчас и какие планы?

— Основная направленность — портреты. В основном по фотографиям пишу портреты людей, которые мне нравятся. Это могут быть модели, имен которых я не знаю, либо какие-то знаменитости, например, режиссер Вуди Аллен, тату-модель Тэя Салат, Питер Фальк… В основном пишу женские портреты, акцент делаю на красоте женских глаз, в целом на красоте. Вообще, искусство для меня — огромная вселенная, в которой я живу, развиваюсь, двигаюсь вперед и стараюсь самовыражаться через свои работы. Поэтому планы — развиваться дальше. Выставки хочу делать не только здесь, но и за границу хочу вывезти свои работы. В Череповец, кстати, тоже планирую привезти выставку.


Валентина Бушманова