Комплексный подход к модернизации уличной сети, который применяется в Череповце, обсудили члены общественного совета при Дорожном фонде области, депутаты Законодательного Собрания Алексей Канаев, Михаил Ставровский, Евгений Иванов, представители Шекснинского, Кадуйского и Череповецкого районов, а также правительства региона и мэрии Череповца.

Руководство Череповца практически отказалось от ямочного ремонта дорожной сети в пользу капитального. В этом в Череповце отремонтируют сразу 15 улиц. Новый асфальт покроет почти 240 тысяч квадратных метров дорог города. Стоимость работ составит более 371 миллиона рублей.

Получение таких сумм в городской Дорожный фонд стало возможным благодаря субсидиям из регионального бюджета в размере собранного в муниципалитете транспортного налога. Такое решение было принято по инициативе депутатов Законодательного Собранич. Это, по мнению парламентариев, поможет муниципалитетам планировать ремонты заранее и выполнять их вовремя — в летний период.

«Депутатский корпус настоял на том, чтобы весь транспортный налог оставался на местах. Сегодня мы видим пример эффективного использования средств налогоплательщиков. Череповец преуспел в планировании дорожных ремонтов. И этот опыт нужно распространить на территорию всей области», — сказал заместитель председателя ЗСО, председатель общественного совета Дорожного фонда Алексей Канаев.

Как пояснил мэр Череповца Юрий Кузин, сейчас состояние многих улиц города не соответствует требованиям правил безопасности. Ямочный ремонт или ремонт дорог картами не принесёт ощутимого эффекта. Самый выгодный вариант — полная замена покрытия на наиболее проблемных улицах. В их число вошли Советский и Октябрьский проспекты, улицы Сталеваров, Чкалова, Олимпийская, Тимохина, Вологодская, Жукова, Устюженская, Боршодская, Металлургов, а также путепровод по улице Сталеваров и дорога на посёлок Ирдоматка.

На Советском проспекте уже положено новое покрытие из асфальтобетона толщиной порядка 10 сантиметров, заменён бортовой камень. По словам заместителя мэра города Василия Семичева, гарантия на ремонт составит четыре года. Однако специалисты уверены, что дорога простоит 9—10 лет.

На улице Сталеваров ремонт в активной фазе — строителям необходимо уложиться в срок и сдать работу к концу августа. Затем начнётся ремонт на улице Чкалова.

«Здесь заменят порядка 11 тысяч квадратных метров дорожного полотна. Это значит, что вся улица будет обновлена», — заверил начальник департамента ЖКХ Дмитрий Буслаев.

На ямочный ремонт в этом году будет направлено всего лишь порядка 40 миллионов рублей — меньше, чем в прошлые годы. По словам Юрия Кузина, распределение средств на капитальные ремонты позволит в будущем еще сократить затраты на латание ям на дорогах.

Как отметили участники совещания, пример Череповца по ремонту демонстрирует комплексный подход к проблеме. Одно из его ключевых преимуществ в том, что власти города прогнозируют объем Дорожного фонда муниципалитета и могут достаточно эффективно планировать новые ремонты.

Начальник управления народнохозяйственным комплексом, заместитель главы администрации Кадуйского района Зоя Кузнецова рассказала, что собираемость транспортного налога в небольших муниципалитетах не покроет потребностей в средствах для ремонта дорог.

Глава Шекснинского района Евгений Богомазов добавил, что часть средств Дорожного фонда муниципалитетов приходится расходовать на освещение, а протяженность дорог, требующих ремонта, значительно больше, чем в Вологде или Череповце.

«Необходимо рассмотреть вариант кооперации — несколько районов могут совместить усилия и средства для осуществления более качественного ремонта дорог», — отметил Михаил Ставровский.

Эту идею поддержал Юрий Кузин в отношении ремонта дорог к детским лагерям в Череповецком районе:

«Конечно, мы не построим автобаны, но совместно сделать подсыпку, отремонтировать ливневую канализацию можем».

Начальник департамента дорожного хозяйства и транспорта области Николай Гуслинский добавил, что муниципалитеты могут передать дорожные сети в областную собственность, что позволит сократить расходы и больше средств направить на ремонты дорог.

Актуальна для районов и проблема обслуживающих и строительных организаций. Так, в Шексне недобросовестные дорожники сбивают цены и тем самым вытесняют компании, которые уже зарекомендовали себя с лучшей стороны.

Депутаты ЗСО и представители правительства области считают, что должны быть более жесткие условия контрактов на гарантийное обслуживание и ремонт дорог, а также высокие «неустойки» за их невыполнение.

Что касается строительства новых дорог и капитального ремонта существующих, по мнению участников заседания, необходимо заключать долговременные контракты, согласно которым районы смогут растянуть оплату ремонта дорог на несколько лет.

«Представленный Череповцом опыт эффективного распределения средств на ремонт дорог должен быть использован и в районах. Необходимо отходить от ямочного ремонта — выгоднее сделать один комплексный ремонт дороги и тратить средства только на текущее содержание, чем ежегодно выделять огромные суммы на латание дыр, — отметил Алексей Канаев. — Мы также предлагаем в перспективе рассмотреть возможность увеличения объёма возвращаемого транспортного налога с юридических лиц, а также возвращать в районные Дорожные фонды районов средства налога с учётом акцизов. Если районы будут уверены в том, что получат средства, это дополнительно мотивирует их».

Василий Корешков