13 тысяч квадратных метров тротуаров отремонтируют в Череповце в этом сезоне. Это примерно равно площади двух футбольных полей. Для ремонта выбраны наиболее разбитые улицы, где в некоторых случаях асфальт не менялся по 20—30 лет. О развитии пешеходной и автомобильной инфраструктуры рассказывает мэр города Юрий Кузин.

— Ремонт и строительство дорог велись и при прежних руководителях города. Но часть жителей обижались и говорили, что все приоритеты отданы автовладельцам: для них делают развязки, а мы, бедные пешеходы, ломаем ноги. Этим летом идет большой ремонт тротуаров и проездов…

— Ремонт тротуаров мы начали в прошлом году, и в постсоветской истории это был первый такой масштабный ремонт. Если бы мы не прошли путь ремонта дорог, перейти к ремонту тротуаров было бы сложно, ведь нам потребовалось оптимизировать полностью и городской бюджет, и областной дорожный фонд и направлять абсолютно все деньги на ремонт дорог. Это очень тонкое равновесие: пойди что-то не по планам, начались бы массовые претензии, депутаты по-другому стали бы голосовать — и все могло бы не сложиться. Но у нас получилось снять остроту ситуации с дорогами, и мы почувствовали, что спокойно можем перейти к масштабному ремонту тротуаров. 20% аварийных тротуаров мы отремонтировали в прошлом году, выделив на эти цели 25 миллионов рублей. В этом году обновим еще 80%, направив 70 миллионов.

— Это правда, что улице Архангельской планируется присвоить статус дороги регионального значения?

— Я говорил, что изменение системы формирования региональных дорожных фондов создает для нас возможность строительства новых объектов, в том числе второго моста через Шексну, именно с применением этого финансового ресурса. Это, по сути, региональный дорожный фонд, который будет пополняться за счет системы сборов «Платон». Но есть обязательное условие: эти объекты дорожной сети должны иметь региональный статус. Если раньше мы предполагали, что это будет муниципальный мост, то сейчас требование изменилось: федерация напрямую не финансирует муниципальные объекты. Поэтому ряд улиц будут переданы в региональную дорожную сеть как инфраструктура, связанная с региональным объектом — мостом: Южное шоссе, улица Архангельская и еще несколько улиц — пока окончательно не решено, какие именно.

— Сколько времени займет процесс передачи этих дорог в региональное подчинение? Год, два, три?

— Да нет, это очень быстро. Мы же постоянно передаем какие-то объекты или, наоборот, получаем из областной собственности в городскую. Как пример: мы передали почти все объекты и земельные участки сферы здравоохранения на региональный уровень, а когда было принято решение о формировании парковок у больниц и поликлиник, эти участки обратно передали городу, чтобы за счет средств городского бюджета мы могли их сформировать и обеспечить содержание и эксплуатацию.

— Принятие этого решения приблизит исполнение мечты череповчан о втором мосте через Шексну?

— Конечно. На сегодняшний день выбранная модель, пожалуй, самая осуществимая с точки зрения реализации этого проекта, и все зависит от того, как будет наполняться дорожный фонд и будет ли принято окончательное решение по финансированию. Но я думаю, что это вопрос больше даже времени, а не финансов или политики. Олег Александрович Кувшинников прилагает много усилий для того, чтобы этот объект был обеспечен финансированием по новой системе.

— Вы с череповецкими депутатами, работающими в Законодательном собрании области, обсуждаете эти темы?

— Постоянно.

— Каким образом они могут оказать помощь Череповцу?

— Условно говоря, идет утверждение бюджета области — каждый раз включается механизм контроля: не забыли ли Череповец, включили ли необходимые расходы? Принимаются корректировки бюджета — и опять: учтены ли интересы Череповца? То же самое происходит, когда утверждается какая-то дополнительная программа выделения средств из областного бюджета или из федерации деньги поступили. Интересы Череповца не просто учитываются, они прорабатываются в комиссиях, комитетах Законодательного Собрания, обсуждаются в виде проектов, определяется приоритетность и последовательность. Наши депутаты, сейчас работающие в ЗСО, я говорю прежде всего о депутатах, входящих во фракцию «Единой России», это люди грамотные, компетентные, глубоко знающие суть городских проблем, и они сами живут в Череповце. И по большому счету они — спасибо им огромное за эту постоянную работу — лоббируют интересы Череповца, добиваясь получения ресурсов из областных источников.

— Невозможно перевоспитать все население и заставить его не мусорить. Но можно показать, как хорошо жить в тщательно прибранном городе. Еще два года назад череповчане считали, что город грязный. Сегодня мы получаем обратную связь, когда люди с удивлением и иногда нехотя, но признают, что стало гораздо чище. Что произошло, изменились подходы к уборке?

— Да. Можно сказать, что за последние годы мы реализовали подход комплексной уборки города спецтехникой. «Спецавтотранс» закупил более 90 единиц техники — она всесезонная, позволяющая производить как летнюю, так и зимнюю уборку. Приобрели пылесосы для уборки, целые комплекты спецтехники (такая же убирает европейские города), фрагментарные установки — навесное оборудование для тракторов, которое меняется в зависимости от сезона. Наработали связки между определенными единицами техники, системы маршрутов, ввели постоянный контроль качества уборки, водители освоили технологии. То есть работа ведется системно.

— Можно ли ожидать такого же качества уборки зимой? В прошлую зиму нарекания были не только у населения, но и у вас.

— Мы сейчас полным ходом готовимся к уборке в зимний период. Если сравнивать опять же с предыдущей зимой — хуже или лучше убирался снег, — есть объективные проблемы, которые не удается преодолеть сразу. Самая большая проблема — это отсутствие спецтехники в городе и очень ограниченные бюджетные ресурсы, которые мы выделяем на эти цели. Если бы финансирование позволяло контракт по уборке города сделать более рентабельным, то это привлекало бы большое количество подрядчиков, которые могли бы купить новую технику. К сожалению, то, что мы можем выделить из городского бюджета, составляет порядка трети от норматива по уборке и содержанию. Это делает контракт не очень привлекательным для дорожников. Те дорожники, которые работали раньше, использовали в основном строительную технику, которую пытались загрузить в зимний период — экскаваторы, погрузчики. Но уборка подобной техникой неизбежно сказывалась на качестве. У «Спецавтотранса» в прошлом году появилась необходимая техника, но мы не успели полностью укомплектовать штат — набрать водителей и так далее. Технику закупили в ноябре-декабре, хотя планировали сделать это гораздо раньше. Мы приняли принципиальное решение о повышении уровня оплаты труда работников САТ, чтобы укомплектовать предприятие на сто процентов.

— Из каких ресурсов?

— Из бюджета города, поскольку «Спецавтотранс» муниципальное предприятие. Уборка города — это уборка территорий общего пользования, это наша прямая задача. Задача — зимой город убирать по стандартам так же, как летом. Летом мы уже можем это делать, теперь нужно добиться этого же зимой. Причем здесь нет противоречия с интересами частных компаний, имеющих какую-то технику. Зимний контракт предполагает их привлечение на условиях субподряда. Мы обращается ко всем череповецким организациям, имеющим спецтехнику, и говорим: дайте ваши предложения, и мы в зимний период вас загрузим. Потому что создавать резервные мощности в САТе для уборки в зимний период не имеет никакого смысла. В этом году как раз все, кто работал в зимний период, были загружены, и одномоментно был произведен расчет по контракту, ни у кого претензий по поводу задержки платежей не было.

Елена Бегляк, газета «Речь»